Сатипаттхана
и Самадхи
Брахмали
Бхиккху
|
Содержание:
1.
Введение
2. Самадхи и Сатипаттхана сутты
3. Сатипаттхана и Самадхи вне Сатипаттхана сутт
4. Сатипаттхана и Випассана
5. Два этапа сатипаттханы
6.
Заключение
Введение
Одним из наиболее часто встречающихся
неоспоримых утверждений среди буддистов является то, что сатипаттхана
- это то же самое, что и випассана. Вероятно, такое мнение складывается
в результате прочтения Сатипаттхана сутт1
в отрыве от всех остальных текстов, без тщательного изучения
контекста, в котором используется термин сатипаттхана в суттах.
Если взять в рассмотрение весь объём Сутта-Питаки, то становится
очевидным, что такое мнение, в лучшем случае, является лишь
частично верным. В этом небольшом эссе я рассмотрю различные
контексты, в которых появляется слово сатипаттхана, а также
рассмотрю её связь с самадхи2.
Самадхи
и Сатипаттхана сутты3
Сатипаттхана сутты часто понимают
связанными только с медитацией випассаны. Но в этих суттах нет
ничего, что позволило бы сделать такой вывод. На самом деле
в этих суттах есть несколько аспектов, которые указывают на
связь с саматхой/самадхи.
Первый из
этих аспектов - это включение первой тетрады Анапанасати Сутты
в текстах Сатипаттхана сутт. Анапанасати обычно считается практикой
успокоения (саматха)4,
и нет никакого основания считать, будто здесь её следует воспринимать
иначе. Более того, согласно Анапанасати сутте, каждая из её
четырёх тетрад развивает четыре сатипаттханы5.
Затем говорится:
«Монахи, вот как осознанность к дыханию,
будучи развитой и взращенной, приводит к развитию четырёх сатипаттхан»6.
И это не единственная часть анапанасати в Сатипаттхана суттах,
которая относится к самадхи. Например, кладбищенские созерцания
в других местах канона чётко обозначаются как практика самадхи:
«И, монахи, что такое усердие охранять?
Вот, монахи, монах охраняет благоприятную опору самадхи, которая
возникла [в нём]: восприятие скелета, восприятие червивого [трупа],
восприятие серовато-синего [трупа], восприятие гнойного [трупа],
восприятие разломанного [трупа], восприятие раздутого [трупа]»7.
На самом деле, как видно, все практики сатипаттханы имеют аспект
самадхи. Возьмём стандартный отрывок, который завершает каждое
упражнение Сатипаттхана сутт:
«Таким образом он пребывает в созерцании
тела в теле (затем чувств, ума, феноменов) внутренне… внешне…
внутренне и внешне»8.
Далее примем во внимание следующий фрагмент, который напрямую
соотносит внутреннее созерцание с самадхи:
«Вот монах пребывает в созерцании тела
в теле (затем чувств, ума, феноменов) внутренне, старательный,
бдительный, осознанный, устранив жажду и недовольство к миру.
Пребывая в созерцании тела в теле (затем чувств, ума, феноменов)
внутренне, он правильно сосредоточен, правильно очищен»9.
Сатипаттхана
и Самадхи вне Сатипаттхана сутт
Вышеизложенного должно быть достаточно, чтобы, как минимум,
допустить, что самадхи является неотъемлемой частью сатипаттханы.
Однако, чтобы показать более прочную их связь, а также рассмотреть
в больших подробностях какова она именно, необходимо заглянуть
за Сатипаттхана сутты и посмотреть на большее широкое применение
слова сатипаттхана в Сутта-Питаке.
В тройном
делении буддийского пути на нравственность (сила), сосредоточение
(самадхи) и мудрость (паннья), сатипаттхана попадает
под раздел самадхи, а не паннья:
«Правильное
усилие, правильная внимательность (т.е. сатипаттхана)10,
правильное сосредоточение (самадхи, т.е. джханы)11
- эти вещи включены в группу самадхи. Правильное воззрение и
правильное намерение - эти вещи включены в группу паннья»12.
Если бы сатипаттхана
была равнозначной или же близко связанной с випассаной, а не
с самадхи, то не входила ли бы она в группу мудрости, а не самадхи?13.
Наиболее тесная связь между сатипаттханой и самадхи, которая
выявляется при более широком прочтении сутт, это то, что практика
сатипаттханы ведёт к самадхи14:
«Четыре сатипаттханы - это основа самадхи»15
«Повторение, развитие и взращивание
этих самых состояний (сатипаттханы и правильного усердия) -
это развитие самадхи»16
«Я буду пребывать в
созерцании тела в теле (чувств, ума, феноменов)17
старательным, бдительным, осознанным, устранив жажду и недовольство
к миру». Так, монах, должен ты тренировать себя. Когда, монах,
это самадхи развито таким образом и возделано, тебе следует
развивать это самадхи с направлением и удержанием, без направления,
но с остаточным удержанием, тебе следует развивать его без направления
и без удержания, тебе следует развивать его с восторгом, тебе
следует развивать его со счастьем, тебе следует развивать его
с невозмутимостью»18.
Последняя часть этой цитаты говорит о джханах19.
Обратите внимание, что вначале практика сатипаттханы называлась
«это самадхи», которое затем, как сказано, ведёт к джханам.
«Точно также, монахи, вот некий глупый,
несведущий, неумелый монах пребывает в созерцании тела в теле
(чувств, ума, феноменов), старательный, бдительный, осознанный,
отбросивший жажду и недовольство к миру. Пока он пребывает в
созерцании тела в теле (чувств, ума, феноменов), его ум не сосредотачивается…
Точно
также, монахи, вот некий мудрый, сведущий, умелый монах пребывает
в созерцании тела в теле (чувств, ума, феноменов), старательный,
бдительный, осознанный, отбросивший жажду и недовольство к миру.
Пока он пребывает в созерцании тела в теле (чувств, ума, феноменов),
его ум сосредотачивается…
Этот
мудрый, сведущий, умелый монах обретает приятное пребывание
в этой самой жизни, он обретает осознанность и бдительность»20.
Фраза «приятное пребывание в этой самой жизни»
- это стандартный синоним, употребляемый в суттах при обозначении
четырёх джхан21.
Таким образом,
у нас есть фрагмент, где все четыре сатипаттханы составляют
практику и развитие самадхи, постепенно подводя к достижению
четырёх джхан, т.е. самма-самадхи. Эта связь между сатипаттханами
и самадхи на самом деле очень чётко прослеживается в суттах:
«В самом деле, можно ожидать, Господин,
что ученик Благородных, наделённый верой, с утверждённым усердием,
с установленной осознанностью, обретёт самадхи, обретёт однонаправленность
ума, сделав объектом освобождение. Это его самадхи, Господин,
является его качеством самадхи»22.
«Тот, у кого есть четыре осознанности
(сатипаттхана), возникает самма-самадхи (т.е. джханы)»23.
Представленный выше обзор приводит важнейшее свидетельство о
контексте, в котором встречается слово сатипаттхана в суттах.
Выявив, что типичной целью сатипаттханы является достижение
самадхи, необходимо рассмотреть взаимосвязь между сатипаттханой
и випассаной.
Во-первых,
нужно отметить, что общепринятость прямой связи между сатипаттханой
и самадхи не означает в обязательном порядке, что сатипаттхана
связана только с медитацией саматхи. Но, скорее, вне зависимости
от того, практикуете ли вы саматху или випассану, в обоих случаях
целью сатипаттханы является обретение самадхи.
Во-вторых,
возникает вопрос насчёт того, что происходит после самадхи:
есть ли какая-либо после-самадховская сатипаттхана, и если таковая
есть, что она из себя представляет? В этом контексте важно заметить,
что ряд сутт свидетельствуют о том, что практика сатипаттханы
может провести практикующего по всему буддийскому пути до самого
конца. Например:
«Монахи, эти четыре сатипаттханы, будучи
развитыми и взращенными, являются благородными и освобождающими.
Того, кто поступает в соответствии с ними, они ведут к полному
уничтожению страданий»24.
Чтобы сатипаттхана
смогла привести к полному просветлению, вероятно, нужно, чтобы
она включала в себя после-самадховскую випассану, т.е. глубокое
прозрение25. Но в суттах никогда
не говорится о прямой связи между сатипаттханой и випассаной26.
Чтобы установить такую связь, необходимо расширить спектр вопроса
и включить другие термины, которые также означают прозрение,
например: ньяна, дассана, ятха-бхута-ньяна-дассана. Этот
более широкий взгляд раскрывает такой интересный фрагмент27:
«Ну же, друзья, пребывайте в созерцании
тела в теле (чувств, ума, феноменов), старательные, бдительные,
собранные, с ясным умом, сосредоточенные, с однонаправленным
умом, чтобы познать тело таким, какое оно есть (ятха-бхута-ньяна)28».
Обратите внимание, насколько
сильно отличается этот фрагмент от стандартной формулы сатипаттханы,
которая повсеместно встречается в иных суттах. Здесь в контексте
нашего изучения нам интересны два отличия. Во-первых, аспект
прозрения относится к глубокому прозрению видения реальности
такой, какая она есть (ятха-бхута-ньяна). Во-вторых,
использование последовательности родственных терминов - собранный,
с ясным умом, сосредоточенный, с однонаправленным умом - ставит
сильное ударение на самадхи. Отсюда делается вывод, что сатипаттхана
должна практиковаться с целью глубокого прозрения только после
того, как достигнуто глубокое самадхи29.
Очевидно, что есть такая вещь, как после-самадховская сатипаттхана
и её цель - это глубокое прозрение30.
Учитывая вышесказанное, получается,
что сатипаттхану обычно следует рассматривать как практику,
ведущую к самадхи, и в особых случаях, как практику, которая
ведёт к глубокому прозрению. Более того, выходит, что эти два
аспекта сатипаттханы можно разделить на два довольно отличающихся
этапа. В соответствии с естественным развитием медитативной
практики31, первый этап сатипаттханы
связан с обретением самадхи. Когда самадхи достигнуто (то есть,
выполнено обязательное условие для глубокого прозрения), ум
имеет достаточную силу для раскрытия истинной природы пяти совокупностей32
и реализации последовательных степеней просветления. Это - второй
этап сатипаттханы. Такое двоякое разделение сатипаттханы на
самом деле подробно описано в суттах:
«… так эти четыре основы внимательности
(сатипаттхана) являются связующими для ума благородного ученика,
чтобы покорить его привычки, связанные с жизнью домохозяина,
покорить его беспокойство, утомление, возбуждение, основанные
на жизни домохозяина, так чтобы он мог достичь подлинного пути
и обрести Ниббану.
Затем
Татхагата тренирует его далее: «Давай же, монах, пребывай в
созерцании тела в теле (чувства, ума, феноменов), но не думай
мыслей чувственного желания»33.
Здесь первый этап сатипаттханы
имеет целью отбрасывание утончённых помех34.
Эта часть пути ведёт к самадхи. Второй этап сатипаттханы здесь
характерен оставлением чувственного желания, что предполагает,
что самадхи было достигнуто35.
Практически все фрагменты сутт, которые помещают
сатипаттхану в более широкую схему буддийского пути, показывают,
что сатипаттхана - это условие для самадхи. Отсюда следует,
что основной целью сатипаттханы является привнесение ума в состояние
самадхи. Это важно, поскольку такой вывод противоречит распространённому
неверному представлению о том, что сатипаттхана связана только
с випассаной.
Второй важный
вывод, который можно сделать из вышерассмотренных аргументов,
это то, что сатипаттхана на этапе практики глубокого прозрения
ведёт к постижению истинной природы совокупностей [тела и ума],
которое начинается только при достижении самадхи. Этот вывод
согласуется со стандартной фразой в суттах: «Знание и видение
вещей такими, какие они есть, зависит от самадхи»36.
|
↑
|
1 |
Сатипаттхана сутты - это две сутты: ДН 22 и МН 10. |
↑
|
2 |
Я следую совету в ДН 16, то есть следую
слову Будды как наивысшему авторитету в разрешении противоречий
в Дхамме. Ради этой цели в данном эссе я беру за слово Будды следующие
части Палийского Канона: Винаю (кроме Паривары), Дигха Никаю,
Маджхима Никаю, Саньютта Никаю, Сутта Нипату. |
↑
|
3 |
Когда
термин самадхи используется отдельно в суттах, то он практически
всегда означает четыре джханы. Более того, хотя в каноне упомянуты
другие виды самадхи, наиболее типичным является четыре джханы.
Таким образом, когда я в этом эссе употребляю этот термин, то
подразумеваю четыре джханы. |
↑
|
4 |
Первые три тетрады Анапанасати сутты считаются (в том числе Комментарием)
практикой самадхи. Кроме того, фраза "анапанасати самадхи",
т.е. сосредоточение через осознанность к дыханию, встречается
в суттах: S.V.316-341, Vin III.70.19f. |
↑
|
5 |
См. M III.83.20 - 85.6 |
↑
|
6 |
См. М III 85.4-6: "Evam bhavita kho,
bhikkhave, anapanasati evam bahulikata cattaro satipatthane paripureti."
Там где возможно, я использую перевод Дост. Бхиккху Бодхи. |
↑
|
7 |
(A.II.17.1-6) :
"Kataman ca bhikkhave anurakkhanappadhanam?
Idha bhikkhave bhikkhu uppannam bhaddhakam samadhi-nimittam anurakkhati
atthika-sannam pulavaka-sannam vinilaka-sannam vipubbaka-sannam
vicchiddaka-sannam uddhumataka-sannam." |
↑
|
8 |
[8] (M.I.56.27-29) :
"Iti ajjhattam va kaye kayanupassi (vedanasu vedananupassi
/ citte cittanupassi / dhammesu dhammanupassi) viharati, bahiddha
va kaye kayanupassi (vedanasu vedananupassi / citte cittanupassi
/ dhammesu dhammanupassi) viharati, ajjhatta-bahiddha va kaye
kayanupassi (vedanasu vedananupassi / citte cittanupassi / dhammesu
dhammanupassi) viharati"
Некоторые могут поспорить, что идущая следом секция о возникновении
и угасании означает, что всё это подразумевает прозрение. Однако,
совершенно точно, начальная часть о созерцании внешне и внутренне
вполне может не зависеть от наблюдения возникновения и угасания.
Например см. D.II.216,10-14. |
↑
|
9 |
(D.II.216.10-14) :
"Idha bho bhikkhu ajjhattam kaye kayanupassi (vedanasu vedananupassi
/ citte cittanupassi / dhammesu dhammanupassi) viharati atapi
sampajano satima vineyya loke abhijjha domanassam. Ajjhattam kaye
kayanupassi (vedanasu vedananupassi / citte cittanupassi / dhammesu
dhammanupassi) viharanto tattha samma samadhiyati samma vippasidati."
Правильно сосредоточенный - "samma-samadhiyati" - вероятно,
относится к джханам. См заметку номер 11. |
↑
|
10 |
Правильная внимательность - самма-сати
- всегда определяется как четыре сатипаттханы. Например, см S.V.9.28
- 10.4. |
↑
|
11 |
Самма-самадхи, правильное сосредоточение, всегда определяется
как четыре джханы. Например: S.V.10.5-18 |
↑
|
12 |
(M.I.301.7-11) :
"Yo ca samma-vayamo ya ca samma-sati yo ca samma-samadhi,
ime dhamma samadhikkhandhe sangahita; ya ca samma-ditthi yo ca
samma-sankappo, ime dhamma pannakkhandhe sangahita ti." |
↑
|
13 |
То, что випассана и мудрость тесно связаны показано в отрывке
A.I.61.9-10, где говорится, что когда випассана развита, то мудрость
развита: "vipassana bhikkhave bhavita kam anubhoti? Panna
bhaviyati." |
↑
|
14 |
Я считаю синонимами "сатипаттхана ведёт к самадхи" и
"сатипаттхана - это практика самадхи". |
↑
|
15 |
(M.I.301.14) :
"Cattaro satipatthane samadhi-nimitta." |
↑
|
16 |
(M.I.301.15-16) :
"Ya tesam yeva dhammanam asevana bhavana bahuli-kammam ayam
tattha samadhi-bhavana." |
↑
|
17 |
т.е. четыре сатипаттханы |
↑
|
18 |
(A.IV.300.24 - 301.4) :
"Kaye kayanupassi (vedanasu vedananupassi / citte cittanupassi
/ dhammesu dhammanupassi) viharissami atapi sampajano satima vineyya
loke abhijjha-domanassanti. Evam hi te bhikkhu sikkhitabbam.
Yato kho te bhikkhu ayam samadhi evam bhavito hoti bahulikato,
tato tvam bhikkhu imam samadhim savitakkam pi savicaram bhaveyyasi,
avitakkam pi vicara-mattam bhaveyyasi, avitakkam pi avicaram bhaveyyasi,
sappitikam pi bhaveyyasi, nippitikam pi bhaveyyasi, sata-sahagatam
pi bhaveyyasi, upekha-sahagatam pi bhaveyyasi." |
↑
|
19 |
Перечисленные различные качества это определяющие
характеристики джхан, например см. M.I.347.12-23. Самадхи с направлением
и удержанием - это первая джхана. Самадхи без направления, но
с остаточным удержанием редко упоминается в суттах, но располагается
между первой и второй джханой. Самадхи без направления и удержания
- это вторая или более высокая джхана. Самадхи без восторга -
это третья джхана и выше, как и самадхи со удовольствием. Удовольствие
(сата) является здесь синонимом счастья (сукха). Самадхи с невозмутимостью
- это четвёртая джхана и выше. Комментарий также подтверждает,
что здесь речь идёт о четырёх джханах. |
↑
|
20 |
(S.V.150.18-26 + 151.25-152.8) :
"Evam eva kho bhikkhave idh'ekacco balo avyatto akusalo bhikkhu
kaye kayanupassi (vedanasu vedananupassi / citte cittanupassi
/ dhammesu dhammanupassi) viharati, atapi sampajano satima vineyya
loke abhijjha-domanassam. Tassa kaye kayanupassino viharato cittam
no samadhiyati ...
Evam eva kho bhikkhave idh'ekacco pandito vyatto kusalo bhikkhu
kaye kayanupassi (vedanasu vedananupassi / citte cittanupassi
/ dhammesu dhammanupassi) viharati, atapi sampajano satima vineyya
loke abhijjha-domanassam. Tassa kaye kayanupassino viharato cittam
samadhiyati ...
Sa kho so bhikkhave pandito vyatto kusalo bhikkhu labhi ceva hoti
dittheva dhamme sukha-viharanam labhi hoti sati-sampajannassa." |
↑
|
21 |
См. A.II.45.1-6:
"Katama ca bhikkhave samadhi-bhavana bhavita bahulikata dittha-dhamma-sukha-viharaya
samvattati?
Idha bhikkhave bhikkhu vivicc'eva kamehi vivicca akusalehi dhammehi
savitakkam savicaram vivekajam piti-sukham pathamajjhanam upasampajja
viharati. Vitakka-vicaranam vupasama ajjhattam sampasadanam cetaso
ekodhibhavam avitakkam vicaram samadhijam piti-sukham dutiyam
jhanam upasampajja viharati. Pitiya ca viraga upekhako ca viharati
sato ca sampajano sukhan-ca kayena patisamvedeti yan-tam ariya
acikkhanti: upekhako satima sukhavihari-ti tatiyam jhanam upasampajja
viharati. Sukhassa ca pahana dukkhassa ca pahana pubbe va somanassanam
atthagama adukkham asukham upekha-sati-parisuddhim catuttham jhanam
upasampajja viharati." |
↑
|
22 |
(S.V.225.23-28) :
"Saddhassa hi bhante ariya-savakassa araddha-viriyassa upatthita-satino
etam patikankham, yam vossagg'arammanam karitva labhissati samadhim
labhissati cittassa ekaggatam. Yo hi'ssa bhante samadhi tad assa
samadh'indriyam."
Качество сати обычно понимается как четыре сатипаттханы и качество
самадхи как четыре джханы (например S.V.196.15-18) |
↑
|
23 |
См. S.V.2.5-6:
"Samma-satissa samma-samadhi pahoti ti."
А также - (A.V.212.15-16), (A.V.214.25-26) & (A.V.236.27 -
237.1) |
↑
|
24 |
(S.V.166.19-21): "Cattaro me bhikkhave satipatthana bhavita
bahulikata ariya niyyanika niyyanti takkarassa samma-dukkhakkhayaya."
Также (S.V.158.16-23), (S.V.175.18-25), (S.V.179.14-24), (S.V.180.13-19),
(S.V.181.20 - 182.6), (S.V.182.8-19) & (S.V.190.1-8). |
↑
|
25 |
Под глубоким прозрением я понимаю прозрение
в пять совокупностей, подверженным трём характеристикам. Это прозрение
способно привести к четырём степеням просветления. |
↑
|
26 |
На самом деле слово випассана не очень
часто встречается в суттах, по крайней мере, реже, чем сатипаттхана
и обычно не сопоставляется с самадхи. Оно обычно употребляется
в следующих контекстах:
1) Наиболее часто вместе с саматхой. В этом смысле у него более
широкий охват и нет прямой связи с сатипаттханой: (D.III.213.11),
(D.III.273.24-25), (M.III.289.29-30), (M.III.297.4f), (M.I.494.21f),
(S.IV.195.1), (S.IV.295.30), (S.IV.360.6-7), (S.V.52.22), (A.I.61.6),
(A.I.95.1), (A.I.100.10) & (A.II.247.11). В некоторых случаях
саматха и випассана объединены в пару в более длинном списке качеств
- M.I.294.11-12 & A.II.140.15.
2) Иногда слово випассана используется во фразе "vipassanaya
samannagato", т.е. “наделённый прозрением”. Опять-таки, оно
не имеет прямой связи с сатипаттханой. См. (M.I.33.11f), (M.I.213.17),
(A.V.131.13f).
3) В паре случаев слово випассана идёт вне этих контекстов. В
A.I.61.9-10 сказано, что мудрость развивается через развитие випассаны.
В S.IV.362.21-22 среди большого числа иных качеств, випассана
упоминается как то, что ведёт к необусловленному. В A.II.157.4f
сказано, что випассана может развиваться до, после или совместно
с саматхой.
4) Випассана также входит в состав словосочетаний. В (A.II.92.14ff),
(A.IV.360.10f) & (A.V.99.5f) есть фраза “ adhipanna-dhamma-vipassanaya”
т.е. прозрение в вещи, имеющие отношение в высшей мудрости. Встречается
в M.III.25.10f фраза “anupada-dhamma-vipassana” т.е. “последовательное
прозрение в вещи”.
5) Наконец, можно найти глагольную форму випассаны - "випассати"
(D.III.196.12) & (Sn.1115).
Во всех этих случаях не наблюдается явно выраженной связи между
випассаной и сатипаттханой. . |
↑
|
27 |
Вероятно, это единственный фрагмент в суттах, который явным образом
связывает сатипаттхану с прозрением. |
↑
|
28 |
(S.V.144.19-29) :
"Etha tumhe avuso kaye kayanupassino (vedanasu vedananupassino
/ citte cittanupassino / dhammesu dhammanupassino) viharatha,
atapino sampajana ekodibhuta vippasanna-citta samahita ekagga-citta
kayassa (vedananam/cittassa/dhammanam) yatha-bhutam nanaya."
|
↑
|
29 |
1)
Различные термины, обозначающие самадхи являются прилагательными
к "kayanupassino". Значение таково, что следует пребывать
в созерцании тела (и т.д.) после этих качеств, т.е. после того,
как самадхи было достигнуто.
2) То, что сатипаттхана как глубокое прозрение идёт только после
обретения самадхи, не удивительно. В суттах именно самадхи обозначается
как условие для yatha-bhuta-nana-dassana, e.g.: "samma-samadhimhi
asati samma-samadhi-vipannassa hat'upanisam hoti yatha-bhuta-nana-dassanam"
– “когда нет правильного самадхи, когда нет умений в правильном
самадхи, то непосредственная причина уничтожена для знания и видения
вещей такими, какие они есть”. - (A.V.4.9-11). См. также (A.V.212.16),
(A.V.214.26-27) & (A.V.236.27).
Эта связь между самадхи и yatha-bhuta-nana-dassana также может
помочь объяснить, почему так редко можно встретить в суттах связь
между сатипаттханой и прозрением. Вероятно, что после самадхи
yatha-bhuta-nana-dassana используется вместо сатипаттханы, чтобы
более точно описать, что именно происходит на этом этапе. В других
местах, например в M.III.76.6 аналогичным образом используется
термин samma-nana. Yatha-bhuta-nana-dassana, таким образом, может
считаться особой формой сатипаттханы.
В M.I.435.26f можно найти чёткий пример того, как практика прозрения
осуществляется после самадхи: после выхода из джхан, практикующий
рассматривает их на предмет их подверженности трём характеристикам.
Хотя сатипаттхана не упоминается, эта практика хорошо вписывается
в cittaanupassana. |
↑
|
30 |
Следует также отметить, что хотя ударение сатипаттханы стоит на
випассане на этом этапе, всё же это не запрещает сатипаттхане
помочь в достижении более глубоких стадий самадхи. А чем глубже
самадхи, тем более мощной будет последующая практика випассаны. |
↑
|
31 |
Т.е.
что самадхи является предварительным условием для глубокого прозрения. |
↑
|
32 |
Т.е. пять совокупностей, стандартный
анализ живого существа в суттах. |
↑
|
33 |
M.III.136.14-26 :
" 'Evam eva kho (Aggivesana) ariya-savakassa ime cattaro
satipatthana cetaso upanibandhana honti gehasitanany c'eva silanam
abhinimmadanaya gehasitanan c'eva sankappanam abhinimmadanaya
gehasitanan c'eva daratha-kilamatha-parilahanam abhinimmadanaya
nayassa adhigamaya nibbanassa sacchikiriyaya.'
Tam enam Tathagata uttarim vineti: 'Ehi tvam, bhikkhu, kaye kayanupassi
(vedanasu vedananupassi / citte cittanupassi / dhammesu dhammanupassi)
viharahi ma ca kamupasamhitam vitakkam vitakkesi'."
В S.V.155.31 - 157.20 также есть схожее разграничение на сатипаттхану
до самадхи и после. |
↑
|
34 |
Похоже, что “стресс, утомление, беспокойство, основанные на жизни
домохозяина” относится к пяти помехам, в частности, к чувственному
желанию. Однако, текст упоминает, что пять помех уже были преодолены.
Чтобы понять смысл этого очевидного противоречия, я бы предположил,
что устранение помех осуществляется на не 100% и тонкие помехи
остаются, которые и вызывают “ стресс, утомление, беспокойство,
основанные на жизни домохозяина”.
Есть и другие отрывки, где практика сатипаттханы устраняет утончённые
аспекты помех:
(S.V.151.25 - 152.1) :
"Evam eva kho bhikkhave idh'ekacco pandito vyatto kusalo
bhikkhu kaye kayanupassi (vedanasu vedananupassi / citte cittanupassi
/ dhammesu dhammanupassi) viharati, atapi sampajano satima vineyya
loke abhijjha-domanassam tassa kaye kayanupassino viharato cittam
samadhiyati upakkilesa pahiyanti."
“Точно также, монахи, вот мудрый, знающий и умелый монах пребывает
в созерцании тела в теле (чувств и т.д)…. Его ум сосредотачивается,
его загрязнения отбрасываются”.
В МН 128 есть упоминание утончённых помех, как и в S.V.325.6:
"Evam eva kho Ananda bhikkhu kaye kayanupassi (vedanasu vedananupassi/citte
cittanupassi/dhammesu dhammanupassi) viharanto pi upahanateva
papake akusale dhamme."
"Точно также, Ананда, когда монах пребывает в созерцании
тела в теле (чувств и т.д.), он успокаивает неблагие неумелые
состояния”.
В A.IV.458.4-5:
"Imesam kho bhikkhave pancannam nivarananam pahanaya cattaro
satipatthana bhavetabba."
"Монахи, четыре сатипаттханы следует развивать для оставления
этих пяти помех”. |
↑
|
35 |
Обратите
внимание, что описание сатипаттханы здесь (на втором этапе) сильно
напоминает отрывок в заметке 28 выше (и соответствующий фрагмент
в тексте эссе). В данном отрывке вместо обычной формулы сатипаттханы
устраняются термины "atapi, sampajano, satima, vineyya loke
abhijjha-domanassam" и замещаются "ca kamupasamhitam
vitakkam vitakkesi". Это означает, что посредством самадхи
была отброшена чувственность. Аналогично, во фрагменте в заметке
28 фраза "satima vineyya loke abhijjha-domanassam" заменена
рядом терминов, означающих самадхи. Поэтому, как видно, эти два
отрывка скорее всего относятся к одному и тому же типу после-самадховской
сатипаттханы. Также в данном отрывке последующий текст первой
джханы отсутствует, и практика идёт напрямую ко второй джхане.
Это подразумевает, что первая джхана здесь включена в практику
сатипаттханы. Что опять-таки указывает на после-самадховскую сатипаттхану.
|
↑
|
36 |
См.
заметку 29. "Знание и видение вещей такими, какие они есть
на самом деле" - yatha-bhuta-nana-dassana. |
◄
|
▲
|
|
٭
|
©
theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.
|
|