Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Вивека – отдых
Ньянасиха Бхиккху

 
редакция перевода: 28.07.2024


  Преследуя затворничество, ты вошёл в леса,
И всё же ум твой мечется наружу,
Отбрось же, человек, желание людей,
И будешь счастлив, не имея страсти.


Вивека сутта: Затворничество, СН 9.1



Наш монастырь называется Cittaviveka (Читта вивека). Слово вивека нельзя перевести каким-то одним словом, но можно сказать, что это отдых (или ещё его переводят как уединение, отстранение). В Учении Будды объясняется три вида отдыха:

1. Кая вивека: отдых тела.
2. Читта вивека: отдых ума.
3. Упади вивека: отдых от загрязнений ума.

Я заметил, что русскоговорящие люди не очень приемлют концепцию отдыха. Они часто приравнивают отдых к лени, безделью, и думают что всё время надо работать, всё время надо стараться, прилагать усилие. Но Будда советовал отдыхать тоже, просто это должен быть правильный отдых. Как нужно правильно отдыхать — это наша сегодняшняя тема.

Первый вид отдыха — кая вивека, кая — это тело. Значит, первое, чему должен научиться человек, это отдых тела. Некоторые благие качества, которые должен развить человек стремящийся к Ниббане, описаны в Метта сутте (Суттанипата 1.8). Например, аппакиччо — имеющий мало дел. Если человек постоянно занят — ему будет тяжело практиковать. У него нет отдыха и в первую очередь ему нужен отдых тела — кая вивека. Вы — миряне: вам нужно работать, обеспечивать свои семьи, родных. У вас есть работа, разные обязанности — это всё нужно делать, но мы должны стараться не очень много об этом беспокоиться. Это ещё соотносится с качеством субаро — это значит быть необременительным, тем, кого легко удовлетворить, легко довольствующимся, чтобы нам было легко себя обеспечить. Для этого в свою очередь нужно качество аппиччата, что значит иметь мало желаний, довольствоваться малым (в противоположность махиччата — иметь много желаний, быть жадным). Когда у человека много желаний ему сложно обеспечить себя и свою семью.
Если у человека есть такие качества, то он сможет найти больше свободного времени. Вы сегодня нашли свободное время, и можете сейчас изучать Дхамму. Это тоже кая вивека. Человек может думать, что отдых тела — это просто поехать куда-то на отдых в отпуск, но, согласно Учению, кая вивека — это когда у человека есть время на Дхамму.
На Шри-Ланке на Упосатху государственные выходные, и человек может пойти в монастырь и принять обеты, и в этот день человеку ни о чём не надо заботиться — его всем обеспечат, накормят, монахи будут объяснять ему Дхамму. Он может просто слушать, практиковать, учиться в монастыре — для этого у него есть вивека, отдых. И этот отдых необходим нам — отдых тела, кая вивека: он нужен нам в первую очередь. Если у вас его недостаточно, вам следует подумать, как его обеспечить, как найти на это время.
Например, если мы посмотрим на Японию, то мы постоянно слышим, что это очень развитая страна, очень богатая, все возможные удобства там есть. Но люди там с утра до вечера работают, каждый день. Говорят, что даже времени пообщаться друг с другом у них нет, такой плотный график у каждого, что им очень сложно найти свободное время. У них даже есть отдельное слово, означающее смерть от переработки — кароси. И это не развитие на самом деле, это упадок. Ради чего мы работаем и зарабатываем? Ради того, чтобы жить. Мы не живём для того, чтобы работать, мы работаем для того, чтобы жить. Жизнь — это не только работа. Нужно, чтобы у нас было время подумать как мы оказались здесь, как нам победить своё страдание. Если у вас есть время на это, тогда у вас есть какая-то свобода, кая вивека, отдых тела.
Второй вид отдыха — это читта вивека, отдых ума. Читта переводится как ум. Ум возникает и исчезает очень быстро, может быть много-много мыслей в уме, когда они идут сплошным большим потоком. Иногда ум работает так быстро, что мы сами не можем понять, что происходит в нем. Это как будто капли дождя: их так много, что мы не можем их все как-то осознать, зафиксировать. Также и ум когда в нём очень много мыслей. Когда у человека так много мыслей он страдает, у него нет никакого отдыха, никакой свободы, спокойствия, концентрации, осознанности. Всё это теряется, потому что нет отдыха ума.
Для получения отдыха ума есть два вида практики. Первая — практика самадхи, сосредоточения, успокоения. Мы можем наблюдать ощущения тела, или дыхание — какой-то постоянный объект осознанности. Когда в уме только вот этот объект осознанности, и других мыслей очень мало, тогда в уме появляется радость. Благодаря ей появляется лёгкость, концентрация, успокоение, и тогда ум автоматически вспоминает этот медитационный объект, возвращается к нему, без приложения усилий. Тогда ум постоянно склоняется к объекту медитации и развивается радость, лёгкость, и ум тогда отдыхает — это свобода для ума. Так можно развивать своё самадхи.
Или, например, человек сидит и думает только о Будде. Через какое-то время у человека разовьётся такой уровень осознанности, что ум будет вспоминать качества Будды как будто сам по себе, без напряжения и усилия. И потоки мыслей будут только о Будде: как только один поток размышлений заканчивается — следующий поток возникает тоже о Будде, и так в уме появляются только размышления о Будде, других мыслей нет или почти нет, и ум отдыхает. У обычного человека мышление — это внутренний разговор. Постоянный разговор с собой или кем-то, или какие-то указания себе, воспоминания — эти абхисанкхары, эти мысли требуют огромной энергии и создают огромные страдания. Из-за этого мы не можем отдыхать, не можем успокоиться. Если у человека хоть на сколько-то эти санкхары, эти формации ума возникающие из-за неведения уменьшаются и появляются какие-то благие санкхары (кусала санкхара), то они дают приятные ощущения и благодаря этому ум тоже отдыхает. Это мы можем получить через самадхи бхавану, развитие ума через успокоение на объекте осознанности.
Ещё умственный отдых (читта вивека) мы можем получить через випассану. Какой бы ни был медитационный объект для самадхи — он не развивает мудрость. Но любой объект для випассаны развивает самадхи. Это значит гармония ума в любом случае развивается во время практики випассаны, и также развивается мудрость, благодаря которой мы можем увидеть мир как он есть. И это тоже даёт нам отдых ума.
Чтобы мы могли думать нам нужны какие-то объекты. Например "море", "речка", "Шри-Ланка" — это всё объекты, и когда есть какой-то объект — мы можем об этом думать. Когда ум воспринимает этот объект как реальность — он не может не думать об этом, не может остановиться, это как основа для него. Поэтому, чтобы остановить это мы должны видеть реальность, мы должны видеть эти объекты как мираж.
Когда мы начинаем видеть мир как он есть через випассану, то есть звуки как звуки, санкхары как санкхары и так далее, когда мы начинаем видеть как есть, то эта "основа" для разрастания мышления сломается, исчезнет. Нет объектов, и тогда ум отпускает это всё. Мудрость показывает нам, что наши мысли — это не реальность, это просто наши представления. Тогда ум может отпускать всё это, он видит что это всё суннья — там нет никакого существа, никакой постоянной души. Он видит: просто какие-то мышления возникают и исчезают. Звуки, краски, просто какие-то элементы — там нет никакого существа, нет людей, животных, божеств. И тогда ум отпускает всё это. Это суннья: всё пусто от самости и чего-либо принадлежащего самости.
Ещё есть аппанихита — когда ум видит, что все мысли, все объекты появляющиеся в уме, они все бесцельные. Он не радуется никаким объектам, и не цепляется ни к чему, потому что он видит опасность всех объектов ума. В первую очередь потому что это всё не Истина. Когда мы воспринимаем их как реальность, как действительность, то в уме появляется страдание. Поэтому ум отпускает всё это, как будто это смертельно ядовитая змея — нам не хочется приближаться к ней, брать её.
Или появляется анимитта, беззнаковость. Ум видит: появляются какие-то объекты и исчезают, и после этого их нет. Они просто появляются из-за причин и с прекращением причин исчезают. В уме не остаётся никаких объектов, просто есть собранность, и ум отдыхает, анимитта чето вимутти — беспредметное освобождение ума. Через випассану мы идём как раз к такому отдыху ума, к читта вивеке.
Когда мы практикуем так в уме понемногу уменьшаются мысли, потому что нет основы для мыслительного разрастания. Но на начальном уровне нам нужны мудрые размышления — дхамма витакка, мудро направленное внимание — йонисо манасикара, или мудрость, они покажут нам реальность. Это тоже мышление, но оно не создаёт беспокойство ума, наоборот: это мудрое размышление, оно помогает нам отпускать наши мысли, уменьшать наше неведение. В начале нам надо много думать, много практиковать мудрое размышление. Но потом, когда у нас сформируется правильное понимание, понимание основанное на собственном опыте, понимание, что в теле нет никакого "я", что мир пуст от "я" и того, что принадлежит "я", тогда нам не надо будет так много думать. Будет достаточно одной или нескольких мыслей и ум сразу будет понимать это. Благодаря мудрым размышлениям у нас исправляются неправильные воззрения, и когда у нас есть правильные воззрения — у нас уменьшаются неблагие мышления.
Например, "человек", или "океан" — это просто концепции, это на самом деле не во внешнем или внутреннем мире, это просто концепции появляющиеся от неведения, и из-за неведения мы начинаем видеть это во внешнем мире. Чтобы это понять нам в начале, после того как мы получили эти знания, надо много думать, много размышлять об этом. Но эти размышления помогают нам остановить мысли о внешнем объекте, и они потом понемногу-понемногу уменьшаются. И что тогда мы делаем во время медитации? Мы отдыхаем. Мы можем наблюдать тело, ощущения тела, дыхание, и мы можем отдыхать при этом, и там не будет никаких особых мыслей, просто что-то возникает и исчезает: тело появляется и исчезает, ощущения появляются и исчезают, а ум это видит. Но мыслить здесь особо не о чем, и ум отдыхает. Так появляется читта вивека через випассану.

Третий вид отдыха — это упади вивека. Упади можно перевести как загрязнения (килеса), или можно сказать привязанности: дом, машины, дети, деньги и так далее. Ещё объясняется четыре вида упади:

1. Кама упади
2. Килеса упади
3. Кхандха упади
4. Абхисанкхара упади

Кама — это как раз деньги, машины, дети, имущество и так далее. Килеса — наши умственные омрачения, загрязнения ума: алчность, недоброжелательность, неведение, зависть, гордыня и так далее. Кхандха — это наши пять совокупностей, или паньча кхандха. Абхисанкхара — тонкие умственные санкхары, формации ума. Если человек от них отдыхает — это упади вивека, это полный отдых. Этого могут достичь только не-возвращающиеся, анагами, или полностью просветлённые, архаты. Нужен очень высокий уровень духовного развития для упади вивеки.
Будда хвалит отдых, не порицает его, но нам нужно правильно отдыхать, поэтому практикуйте кая вивеку, практикуйте читта вивеку, старайтесь прийти к упади вивеке.

Монахи, эти четыре времени, будучи правильно развитыми и скоординированными, постепенно приведут к уничтожению пятен [загрязнений ума]. Какие четыре?
* (1) время для слушания Дхаммы,
* (2) время для обсуждения Дхаммы,
* (3) время для успокоения,
* (4) время для прозрения.
Эти четыре времени, будучи правильно развитыми и скоординированными, постепенно приведут к уничтожению пятен [загрязнений ума].


Дутия кала сутта: Время (II), АН 4.147





.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.