Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Аспекты каммы в суттах Палийского Канона
Киттисаро Бхиккху, SV

 
редакция текста: 12.11.2019


Содержание

Что такое камма?
Проблематика толкований
Беседы с джайнами
Исчерпание каммы
Безмерный ум
Пример исчерпания каммы
Камма конечна и исчерпаема
Практический аспект


Namo tassa bhagavato arahato samm
ā sambuddhassa

В данном эссе мы не будем детально рассматривать механизм работы каммы, а только попробуем разобраться с некоторыми спорными моментами, связанными с таким понятием как исчерпание каммы. В своем анализе мы будем опираться только на Суттанту, то есть тексты, которые доподлинно можно считать Словом Будды. Также осветим проблематику, связанную с толкованием данного вопроса более поздними текстами.

Что такое камма?


Камма является одним из основных элементов буддийской доктрины. Она представляет собой незримую силу природы, действующую на живое существо, как на материальном, так и на ментальном уровнях, тесно связанных друг с другом. Эта сила генерируется сознанием и, в частности, волей, за счёт которой она и создаётся:

«Монахи, намерение я называю каммой. Породив намерение, человек действует телом, речью или умом».

(Ангуттара Никая 6.63).

Будучи одним из законов природы, камма нигде не находится, как, например, нигде не находится закон всемирного тяготения, проявляющий себя в притяжении объектов. Камма неразрывно связана с тем, кто её сформировал, и поэтому рано или поздно она созревает или «даёт плоды». В этом смысле её иногда сравнивают с эхом или с бумерангом: если крикнуть в большом пустом зале или пещере, то звук, отразившись, возвращается к крикнувшему; или, если бросить бумеранг, то он в силу своей конструкции также возвращается назад. При этом, как говорит Будда, увернуться от этого «бумеранга» невозможно, и любая совершённая камма рано или поздно принесёт свой плод:

«Камму свою ведь нельзя потерять –
Так, возвратится к владельцу она.
В мире другом олух и негодяй
Видит своё же страдание в себе
».

(Суттанипата, 3.10).


«А если сделаешь такое зло,
Или же делаешь его уже сейчас,
То от страданий тебе не уйти
Хоть взмой ты [в небо] иль спасайся [под землёй]
».

(Саньютта Никая 10.5).


«Я владелец своей каммы, наследник своей каммы. Камма – моё происхождение, камма – моя родня, камма – моё прибежище. Я буду наследником любой каммы, которую я совершу – хорошую или же плохую».

(Ангуттара Никая 5.57).


«Какую камму человек не совершает –
Хорошую или плохую –
Он будет наследником
Каждой каммы, что творит
».

(Тхерагатха 2.12).

Кроме того, камма является движущей силой сансары – нескончаемой круговерти рождений и смертей конкретного живого существа. Будда даже говорил о том, что свои шесть сфер чувствования человек может рассматривать как «прошлую камму», то есть как плод каммы, созданной им в прошлом (прошлых) рождениях:

«И что такое, монахи, старая камма? Глаз… ухо… нос… язык… тело… ум – это старая камма, которую следует видеть как порождённую волением и как нечто, что ощущается. Это называется старой каммой».

(Саньютта Никая 35.146).

Роль каммы в поддержании сансары изложена Буддой в схеме зависимого возникновения (патичча-самуппада), где разъясняется то, почему сансара является круговертью и почему в этом процессе существо неизбежно сталкивается с «грудой страданий».

Проблематика толкований

Как можно увидеть в суттах, Будда разъясняет механизм действия каммы лишь с незначительной степенью детализации. В основном приводятся обобщенные классификации с разделением каммы на «благую» и «неблагую», соответственно, приводящую к желательным или нежелательным результатам, а также классы поступков, лежащих в их основе. Очевидно, по этой причине в процессе развития философских систем и доктрин буддийским школам потребовалась более детальная проработка идеи каммы. Если брать информацию исключительно из сутт, то окажется, что современные доктрины каммы являются существенно доработанными по сравнению с первоисточниками. При этом некоторые из объяснений её аспектов не очень хорошо согласуются с тем, что говорил Будда. Самыми спорными, пожалуй, являются концепции «бесконечной» и «бездействующей» каммы.

«Бесконечная» камма

Теория бесконечной каммы, вероятно, создавалась с оглядкой на утверждение Будды о безначальности сансары. Согласно ей, каждый человек накопил неисчислимое количество камм с безначальных времён блуждания по сансаре. Скорее всего, теория появилась на основе поздних текстов, таких как Буддхавамса, Джатаки, Вимана/Пета-ваттху, а также Канонических Комментариев. Так, например, плоды пробуждения тех или иных известных учеников Будды, и даже самого Будды, соотносятся с некоей очень далёкой каммой, то есть с конкретным поступком, совершённым тысячи, а может даже и миллионы жизней тому назад. Одну из таких комментаторских историй приводит дост. Па-Аук Саядо в своей книге «Действие каммы». В ней рассказывается о монахе Бакуле, который породил камму (создав соответствующее намерение) во времена некоего будды, жившего множество циклов свёртывания и развёртывания вселенной до нашего времени, и этот плод созрел только тогда, когда он стал монахом при Будде Готаме. Исходя из этой концепции можно заключить, что любое живое существо располагает практически бесконечным запасом несозревшей каммы – как благой, так и неблагой.

«Бездействующая» камма

Очевидно, чтобы решить противоречия, порождаемые теорией бесконечной каммы, была введена идея о том, что камма может перейти в класс бездействующей (ахоси-камма).

В суттах Будда нигде не упоминает про наличие особого вида нерезультативной каммы, которая на каких-либо основаниях может не принести плода, и в своей классификации всегда выделяет лишь три вида каммы:

«И каков результат каммы? Результат каммы, я говорю вам, троичен: переживаемый в этой самой жизни, или в следующем перерождении, или в некоторых последующих случаях. Это называется результатом каммы».

(Ангуттара Никая 6.63).

Однако в комментаторских трудах вводится постулат о том, что при некоторых условиях совершённые когда-либо поступки не принесут последствий. Это противоречит утверждению Будды, что «свою камму нельзя потерять». Кроме того, такая идея выглядит ещё более странной, нежели концепция отпущения грехов в христианстве, ведь получается, что последствия злодеяний могут исчезнуть просто потому, что не успели или не смогли созреть.

Данные теории не только не находят подтверждений в суттах, но и порождают следующие противоречия:

1. Неэффективность ведения нравственной жизни и накопления заслуг. Это противоречие возникает в силу того, что несозревших поступков бесконечно много и любой из них может принести плод в любой момент времени, например, злодеяние, совершённое в N-й жизни тому назад. При этом большинство каммических плодов текущих благих дел или злодеяний, скорее всего, созреют в каком-то бесконечно далёком будущем, а конкретно в этой жизни мы будем переживать по большей части плоды неисчислимых и бесконечно далёких поступков прошлого. Получается, что огромное количество совершаемых нами поступков попросту растворяется в перспективе бесконечности, а большинство каммических плодов созревают из безграничного багажа каммы, накопленного с безначальных времён, что мало чем отличается от теории случайности.

2. По утверждению Будды, от «бумеранга» каммы невозможно укрыться и любой поступок обязательно принесёт свой плод. Это плохо согласуется с теорией «бездействующей каммы».

3. Концепции бесконечной и бездействующей каммы порождают противоречие философского толка при рассмотрении достижения арахантом окончательной ниббаны без остатка. Если камма, как процесс, неразрывно связана с конкретным живым существом, то она не может остаться, когда это существо сансару покидает. Например, если катнуть мяч по земле, то он будет постоянно соприкасаться с поверхностью и вскоре остановится за счёт силы трения. Мяч взаимодействует с поверхностью земли, и та, в свою очередь, влияет на мяч, заставляя его остановиться. Если мяч исчезнет, то сила влияния на мяч со стороны поверхности земли просто не может существовать, она исчезнет вместе с мячом, поскольку неразрывно с ним связана.

Так, поскольку камма – это процесс, связанный с конкретным существом, было бы странным полагать, что камма остается после достижения им окончательной ниббаны без остатка. Это утверждение равносильно утверждению о том, что взаимное притяжение объектов остается после исчезновения одного из них или где-то остается сила трения после разъединения объектов.

4. Невозможность пережить все плоды каммы в виду их бесконечного количества. Для решения этой проблемы, очевидно, и была введена теория «бездействующей каммы». Однако, если, опираясь на сутты, заключить, что эта теория неверна, то каммы должно быть ограниченное количество с возможностью её полного исчерпания.

И такие утверждения в суттах действительно есть. Более поздние буддийские тексты их не учитывают, скорее всего, по причине схожести с идеями древних джайнов (нигантхов), с которыми Будда вступал в споры от случая к случаю. Высказываются даже предположения о том, что эти сутты появились вследствие влияния джайнизма (т.е. являются искажённой Дхаммой), однако с таким же успехом можно выбрать абсолютно любую буддийскую доктрину и объявить её искаженной.

Беседы с джайнами

Если обратить внимание на диалоги Будды с джайнами по теме каммы, то можно отметить две важных вещи: во-первых, Будда, в основном, критикует не столько сами идеи джайнов, сколько то, что джайны, в отличие от него, не имеют прямого знания о механизме каммы, а потому их идеи беспочвенны и являются лишь домыслами (правильными или нет – это уже другой вопрос); во-вторых, нигде нет заявления Будды о невозможности исчерпания каммы. В беседах с джайнами Будда старается убедить их в том, что ошибочна не цель как таковая (исчерпание каммы), а метод, применяемый ими для этого (болезненная аскеза).

«Итак, друзья, выходит, что вы не знаете, существовали вы в прошлом, или же не существовали… ...не знаете что такое отбрасывание неблагих умственных качеств и развитие благих умственных качеств здесь и сейчас. В таком случае вам не стоит утверждать: "Что бы человек ни испытывал – удовольствие, боль, или ни-удовольствие-ни-боль – всё это обусловлено тем, что было [им] сделано в прошлом. Поэтому с уничтожением прошлых действий с помощью аскезы и посредством не-делания новых действий нет последствий в будущем. Когда нет последствий в будущем, наступает окончание действия. С окончанием действия наступает окончание страдания. С окончанием страдания наступает окончание чувствования. С окончанием чувствования всякое горе и страдание будет исчерпано".
Однако, если бы вы знали, что вы существовали в прошлом, или что не существовали… если бы вы знали, что такое отбрасывание неблагих умственных качеств и развитие благих умственных качеств здесь и сейчас – то тогда, поскольку это так, вы могли бы утверждать: "Что бы человек ни испытывал... страдание будет исчерпано".


Итак, друзья, выходит так, что действие, переживаемое здесь и сейчас, за счёт стараний и усилий не может быть превращено в действие, испытываемое в будущей жизни. Действие, переживаемое в будущей жизни, за счёт стараний и усилий не может быть превращено в действие, переживаемое здесь и сейчас… Переживаемое действие за счёт стараний и усилий не может быть превращено в непереживаемое действие. Непереживаемое действие за счёт стараний и усилий не может быть превращено в переживаемое действие. В таком случае выходит, что старание нигантхов безрезультатно, их усилие безрезультатно
».

(Мадджхима Никая 14, Мадджхима Никая 101).

Исчерпание каммы

В суттах имеется ряд фрагментов, подтверждающих верность идеи полного исчерпания каммы. Комментарии обычно истолковывают их с позиции «бездействующей каммы», однако некоторые утверждения сутт настолько прямолинейны и недвусмысленны, что данное объяснение представляется несостоятельным.

«Достигший окончания даже малейшей каммы,
Освобождён он в угасании обретений,
Благословенный – вот кто мой Учитель,
И именно его учение одобряю я
».

(Саньютта Никая 5.8).

Практика Благородного Восьмеричного Пути создает особый вид каммы, которая ведет к уничтожению всей остальной каммы:

«И что такое ни тёмная, ни яркая камма, с ни-тёмным-ни-ярким результатом, ведущая к уничтожению каммы? Намерение отбросить камму, которая тёмная, с тёмным результатом; намерение отбросить камму, которая яркая, с ярким результатом; намерение отбросить камму, которая и тёмная и яркая, с тёмным-и-ярким результатом – вот что называется ни тёмной, ни яркой каммой с ни-тёмным-ни-ярким результатом, ведущей к уничтожению каммы».

(Ангуттара Никая 4.233).

В некоторых суттах, как например, в этой, содержится однотипное (повторяющееся слово в слово) утверждение о том, что старая камма исчерпывается посредством переживания её плодов:

«Он не создаёт какой-либо новой каммы и он прекращает старую камму, соприкасаясь с ней вновь и вновь. Изнашивание каммы видно напрямую, не зависит от времени, приглашает пойти и увидеть, ведёт к цели, познаётся мудрыми самостоятельно».

(Ангуттара Никая 4.195).

Если бесконечная старая камма араханта (новой каммы арахант не создаёт) действительно переходила бы в разряд «бездействующей», как считает Комментарий, то Будда либо сразу сказал бы об этом прямо, либо не стал бы давать пояснений о том, что в его случае старая камма исчерпывается через изнашивание, то есть посредством переживания созревающих плодов.

Это подтверждает история араханта Ангулималы в МН 86. Судя по всему, здесь как раз описан запуск процесса исчерпания остаточной каммы по причине достижения им арийского плода. Примечательна и фраза самого Ангулималы (в заключительном стихе, входящим также и в Тхерагатху) о том, что вся его плохая камма полностью исчерпана, а потому он «живет без долга»:

«...И Достопочтенный Ангулимала стал одним из арахантов.
И затем, утром, Достопочтенный Ангулимала… отправился в Саваттхи за подаяниями. В то время кто-то бросил комком глины... бросил палку... бросил глиняный черепок, ударив тело Достопочтенного Ангулималы. И тогда, с истекающей кровью головой, с разбитой чашей, с порванным внешним одеянием, Достопочтенный Ангулимала отправился к Благословенному. Благословенный увидел его издали и сказал: "Терпи, брахман! Терпи, брахман! Здесь и сейчас ты переживаешь результаты поступков, из-за которых ты мог бы мучи
ться в аду много лет, много сотен лет, много тысяч лет".
И затем, по мере того как Достопочтенный Ангулимала пребывал в затворничестве, переживая блаженство освобождения, он произнёс это изречение:

...Хоть совершил я очень много разных дел,
Ведут которые в ужасные миры,
Их результат уже сейчас меня достиг,
И потому без долга пищу свою ем
».

(Мадджхима Никая 86).


Другие араханты также констатируют факт полного исчерпания всей своей каммы:

«Какую бы камму я не совершил,
Мелкую или существенную,
Вся она всецело исчерпана:
Не будет больше будущих жизней
».

(Тхерагатха 1.80).


«Какие бы плохие дела я не сделал
В прошлых рождениях,
Они будут пережиты прямо здесь,
А не где-либо ещё
».

(Тхерагатха 1.81).

В этой сутте, судя по всему, Будда говорит о том, что невозможно достичь окончательной ниббаны без остатка, если не пережить плоды уже имеющейся каммы, тем самым полностью её исчерпав:

«Благословенный сказал: "Монахи, я не утверждаю, что существует окончание намеренной совершённой и накопленной каммы до тех пор, покуда человек не пережил её результатов, что может случиться в этой жизни, или в следующем перерождении, или по некоему ещё более позднему случаю. Но также я не утверждаю, что можно положить конец страданиям, покуда человек не пережил результаты намеренной совершённой и накопленной каммы…»

(Ангуттара Никая 10.219).

Безмерный ум

В суттах Будда также указывает на то, что достижение безмерного ума, развитого брахмавихарами до состояния джхан, ускоряет отработку каммы и меняет ее результативность. Так у обученного благородного ученика, развитого в теле и уме, вновь совершённая неблагая камма становится незначительной, а старая неблагая камма по большей части исчерпывается еще при жизни.

«Он понимает так: "Прежде мой ум был ограничен и неразвит, но теперь он безграничен и развит. Здесь не остаётся и не наличествует измеримой каммы"…
Ученик Благородных понимает: "Какой бы плохой поступок я ни сделал в прошлом этим рождённым поступками телом, всё это будет пережито здесь. Оно не последует дальше". Когда освобождение ума доброжелательностью было развито таким образом, то оно ведёт мудрого монаха к не-возвращению, если он не пробьётся к дальнейшему освобождению
».

(Ангуттара Никая 10.219).

«И этот ученик Благородных, старейшина – лишённый скупости, лишённый недоброжелательности, незапутанный, бдительный, осознанный – наполняет первое направление умом, наделённым доброжелательностью… точно также, когда освобождённый доброжелательностью ум развит и взращен подобным образом, то более не остаётся любого свершённого до определённой степени проступка».

(Саньютта Никая 42.8).


Даже у обычного человека с развитыми брахмавихарами негативная камма исчерпывается настолько, что это дает возможность перерождения в мире Брахмы, устраняя любое препятствие к этому:

«Вот, ученик, монах пребывает, наполняя первую сторону света умом, насыщенным доброжелательностью… Когда освобождение ума доброжелательностью развито таким образом, то не остаётся ограничивающего поступка, ни один таковой не продолжает наличествовать здесь… Таков путь к свите Брахмы».

(Мадджхима Никая 99).


Помимо того, что почти вся негативная камма, совершенная в прошлом, будет исчерпана таким образом, любая вновь сотворенная негативная камма будет так же исчерпана в текущем рождении:

«Бывает так, что некий человек развит в теле, развит в нравственности, развит в уме, развит в мудрости: безграничный, великодушный, пребывающий в безмерности. Мелкое злодеяние, совершённое таким человеком, даёт плод здесь и сейчас, который по большей части длится лишь мгновение
».

(Ангуттара Никая 3.100).


В этой сутте Будда приводит интересную и наглядную метафору. Если комок соли растворить в массе воды размером с океан, то вкус соли практически не почувствуется. Точно также, чем чище ум человека, чем более развиты его духовные качества, тем меньшее влияние оказывает на него созданная им же негативная камма. И наоборот, чем грязнее ум человека, тем сильнее на него влияет его плохая камма – как если бы тот же комок соли растворили в чашке – в этом случае вода станет солёной, то есть проявленный результат будет значительно более ощутимым. Так Будда подтверждает нелинейность исчерпания каммы:

«Благословенный сказал: "Монахи, если кто-либо скажет: "То, каким образом человек творит камму, то точно таким же образом он ощутит её результаты" – то в этом случае нет ни жития святой жизнью, ни возможности для правильного окончания страданий. Но если кто-либо скажет: "Когда человек творит камму, что будет ощущаться таким-то и таким-то образом, то так и будет ощущаться её результат" – то в этом случае есть ведение святой жизни и есть возможность для правильного окончания страданий.
Бывает так, что мелкое злодеяние приведёт некоего человека в ад. Бывает и так, когда то же самое мелкое злодеяние, совершённое другим человеком, приносит плод здесь и сейчас, который по большей части длится лишь мгновение
».

(Ангуттара Никая 3.100).

Исчерпание каммы в контексте схемы поэтапной практики изложил досточтимый Ананда:

«Абхая, эти три вида изнашивающего очищения были подобающим образом разъяснены Благословенным, Арахантом, Полностью Просветлённым, который знает и видит, ради очищения существ, ради преодоления печали и стенания, ради угасания боли и уныния, ради обретения метода, ради реализации ниббаны. Какие три?
(1) Вот монах нравственен. Он пребывает, обуздывая себя Патимоккхой, обладая хорошим поведением и подобающими средствами, видя опасность в мельчайших проступках. Возложив на себя правила тренировки, он тренируется в них.
Он не создаёт какой-либо новой каммы, и он прекращает старую камму, соприкасаясь с ней вновь и вновь. Изнашивание каммы видимо напрямую, не зависит от времени, приглашает пойти и увидеть, ведёт к цели, познаётся мудрыми самостоятельно.
(2) Когда, Абхая, этот монах подобным образом совершенен в нравственности, он, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний ума, входит и пребывает в первой…четвёртой джхане, которая ни-приятна-ни-болезненна, характерна чистейшей осознанностью из-за невозмутимости.
Он не создаёт какой-либо новой каммы, и он прекращает старую камму, соприкасаясь с ней вновь и вновь. Изнашивание каммы видимо напрямую, не зависит от времени, приглашает пойти и увидеть, ведёт к цели, познаётся мудрыми самостоятельно.
(3) Когда, Абхая, этот монах подобным образом совершенен в нравственности и сосредоточении, то тогда, за счёт уничтожения пятен умственных загрязнений, прямо здесь и сейчас в этой самой жизни он входит и пребывает в незапятнанном освобождении ума, освобождении мудростью, напрямую зная и проявляя это для себя самостоятельно.
Он не создаёт какой-либо новой каммы, и он прекращает старую камму, соприкасаясь с ней вновь и вновь. Изнашивание каммы видимо напрямую, не зависит от времени, приглашает пойти и увидеть, ведёт к цели, познаётся мудрыми самостоятельно
».

(Ангуттара Никая 3.74).

Таким образом, логично сделать вывод, что разные уровни развития и чистоты ума в различной степени обуславливают действие механизма исчерпания каммы и, как следствие, влияют на возможность вести святую жизнь и достигать пробуждения. Уровень джхан и брахмавихар позволяет достичь перерождения в соответствующей обители и обрести плод анагамина. А тот, кто достиг плода сотапанны, уже не имеет возможности переродиться в неблагих уделах и в течение максимум семи жизней обретает арахантство.

Пример исчерпания каммы

В качестве конкретного примера исчерпания каммы можно рассмотреть историю, приведенную в СН 3.20. Здесь Будда рассказывает о том, как совершённая человеком мощная негативная камма (убийство из корыстных побуждений) дала плод в виде мучений в аду в течение нескольких сотен тысяч лет. Кстати, примечательно то, что периоды такого существования Будда исчисляет не жизнями, а длительностью лет. Совершённая этим же человеком мощная благая камма (подаяние еды паччека-будде) принесла ему великий плод в виде перерождения в небесных обителях в течение семи жизней и далее ещё семи жизней в качестве очень богатого человека. Также Буддой указывается на то, что эти каммы были полностью исчерпаны таким образом.

Хотя временные периоды полного исчерпания каммы в приведенном примере исчисляются огромными промежутками (возможно, миллиардами и более лет), в пересчете на перерождения дают лишь 14 жизней в благих мирах плюс 1 жизнь в аду.

Из приведенного Буддой примера можно сделать вывод о том, что даже такие мощные каммы полностью исчерпываются в пределах двух десятков перерождений, а не уходят в бесконечность. Соответственно, менее значительные каммы должны исчерпываться гораздо быстрее.

Камма – конечна и исчерпаема

Подводя итоги, можно сказать, что при анализе сутт вырисовывается целостная картина каммы в отношении её конечности и исчерпания. Если исчерпание каммы возможно и неизбежно, то её должно быть ограниченное количество, а не бесконечное. Фраза Будды в отношении созревания наиболее поздней каммы: «…или в некоторых последующих случаях», означает лишь несколько последующих жизней, даже если этот временной промежуток будет весьма велик в случаях очень сильной каммы. Особо стоит отметить, что Будда выделяет вначале текущую жизнь и сразу следующую за ней, и уже только потом говорит о ещё более поздних случаях при созревании каммы. Очевидно, это указывает на то, что большинство камм созревает именно в текущей жизни и следующей, и лишь какие-то редкие или остаточные каммы могут дать плоды за пределами двух жизней.

Это разрешает все вышеобозначенные противоречия (соответствие утверждению Будды о невозможности скрыться от каммы и т.д.), а также, что немаловажно, опровергает предположение о влиянии джайнизма на тексты сутт.

Подход, основанный на рассмотрении фактов из сутт, является приоритетным в случае возникновения противоречий, в связи с чем приведём слова дост. Дхаммавуддхо Тхеры:

«Истинная Дхамма заключена в беседах Будды, что записаны в четырёх ранних никаях, которые в целом принимают все школы буддизма как подлинные учения Будды... Хотя другие книги (например, Комментарии и Подкомментарии) могут быть полезны, я бы не стал рекомендовать их (разве только учёным), поскольку это занимает чрезмерно много времени. Кроме того, в них содержатся некоторые моменты, которые не согласуются с ранними четырьмя никаями. Изучив никаи, лучше потратить время на медитацию, воплотить Дхамму в жизнь и т.д.».

Проведя данный анализ на основании сутт, мы попытались прояснить понимание некоторых аспектов теории каммы и привести его к тому, каким оно было во времена самого Будды. Даже если все приведённые выше сутты или их фрагменты действительно являются искажённой Дхаммой, закравшейся в Канон под влиянием джайнизма (что, скорее всего, являлось бы главной аргументацией оппонентов), это никак не влияет на коренные буддийские постулаты, входящие в фактор правильных воззрений.

Практический аспект

Несмотря на то, что данная тема носит, скорее, схоластический характер, здесь можно попытаться выделить и практический аспект. Он представляется в виде психологического стимула, возникающего при осознании более-менее реального объема духовной работы, которую предстоит выполнить для достижения цели.

Если считать камму бесконечной, то благие деяния в духовной практике совершаются со слабой надеждой на то, что это как-то когда-то, может быть, сработает. С таким подходом трудно поверить в реальную возможность достижения освобождения, и практика превращается в рутину с довольно слабым стимулом к воодушевлению.

Если же рассматривать багаж каммы, измеряющийся лишь несколькими предыдущими жизнями, как одно из важнейших препятствий к достижению арийских плодов (этот багаж, надо полагать, не так уж и плох, если учесть, что мы родились в мире людей), то практика начинает представляться в виде действенной и вполне реализуемой рабочей программы. Ключевая роль в осуществлении этой программы отводится «ни тёмной, ни яркой» камме, «ведущей к уничтожению каммы», которая порождается ничем иным, как взращиванием факторов Благородного Восьмеричного Пути с намерением достичь освобождения от всех видов страданий.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.