Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Медитация доброжелательности
Аджан Брам

 
редакция перевода: 30.10.2024
Перевод с английского: SV

источник:
из книги "Осознанность, блаженство и за их пределами"


На языке Будды слово "дружелюбие" звучит как "метта". Оно относится к эмоции, к тому чувству доброты, которое может поддерживать доброжелательные мысли по отношению к другому, и которое готово простить любые недостатки. Моё любимое определение дружелюбия иллюстрируется фразой "двери моего сердца раскрыты для вас всегда, и не важно кто вы и что вы сделали". Дружелюбие – это неэгоистичная любовь, берущая начало в воодушевлении, без ожидания чего-либо взамен, без каких-либо условий. Будда сравнивал дружелюбие с любовью матери к своему ребёнку. Мать может не всегда любить своего ребёнка и не всегда соглашаться со всем, что он делает, но она всегда будет заботиться о нём и желать ему только счастья. Такой чистосердечностью, беспристрастностью и освобождающей добротой обладает доброжелательность.
В практике метты вы направляете своё внимание на чувство доброжелательности, развивая эту восхитительную эмоцию до тех пор, пока она не наполнит весь ваш ум. Этот процесс можно сравнить с разжиганием костра. Сначала вы кладёте бумагу или что-нибудь такое, что легко воспламеняется. Затем вы подкладываете сухие прутья и веточки. Когда это загорается, вы подкладываете более крупные ветки, а через какое-то время и толстые поленья. После того, как пламя разойдётся и станет очень жарким, вы можете подложить даже мокрые или свежие ветки, которые вскоре тоже загорятся.
Доброжелательность можно в точности сравнить с тёплым и светящимся огоньком внутри вашего сердца. Невозможно разжечь пламя дружелюбия, начав с трудного объекта, подобно тому, как невозможно поджечь толстое полено, подержав под ним горящую спичку. Поэтому не начинайте практику дружелюбия, направляя его к самому себе или к врагу. Начните распространение доброжелательности к тому, кого легко можно охватить дружелюбием.
Я подготавливаю себя к этой практике, удерживая осознанность в настоящем моменте, устанавливая первый этап медитации, описанный в первой главе. Я начинаю медитацию на доброжелательности с представления в уме маленького котёнка. Я люблю кошек, особенно котят, поэтому мой воображаемый котёнок для этой медитации подобен топливу для разжигания огня. Стоит мне только подумать о моём маленьком котёнке, как моё сердце загорается доброжелательностью. Я продолжаю визуализировать своего маленького друга, представляя его брошенным, голодным и очень напуганным. За весь свой непродолжительный отрезок жизни он знал только отвержение, жестокость и одиночество. Я представляю себе выступающие из истощённого тела косточки, мех, слипшийся от грязи и пятен крови, и глаза, наполненные страхом. Я размышляю о том, что если не позабочусь об этом уязвимом крохотном существе, то никто этого не сделает, и он умрёт страшной, одинокой и ужасной смертью. Я целиком переживаю его боль, во всех её формах, и моё сердце раскрывается, изливая поток сострадания. Я позабочусь об этом маленьком котёнке. Я защищу его и накормлю. Я представляю, как всматриваюсь в его взволнованные глаза, стараясь развеять опасения исходящим от меня потоком дружелюбия. Я дотрагиваюсь до него медленно, с уверением, не отводя взгляда с его глаз. Я нежно поднимаю котёнка и подношу к своей груди. Я согреваю его теплом своего тела, рассеиваю его страх, аккуратно прижимая к себе, и ощущаю, как растёт его доверие. Я обращаюсь к нему: "Котик, ты больше никогда не останешься один. Не бойся. Я позабочусь о тебе, стану твоим защитником и другом. Я люблю тебя, маленький котёнок. Куда бы ты не ушёл и что бы ты не сделал, моё сердце всегда с тобой. Моё бескрайнее дружелюбие будет всегда пребывать с тобой". Я ощущаю, как мой котёнок согревается, расслабляется и, в конце концов, начинает мурчать.
Это лишь набросок того, как я начинаю свою медитацию доброжелательности. Обычно на это уходит гораздо больше времени. Я использую собственное воображение и внутренний комментарий (внутреннюю речь), чтобы нарисовать в уме картину, создать сценарий, в котором может возникнуть первое пламя доброжелательности. В конце этого умственного упражнения мои глаза неподвижны и закрыты, и я направляю внимание в область возле моего сердца, и ощущаю первое мягкое свечение чувства доброжелательности.
Мой котёнок подобен бумаге, с помощью которой вы начинаете разжигать костёр. Если вам не нравятся котики, выберите что-нибудь другое, например, щенка или ребёнка. Кого бы вы ни выбрали в качестве первого объекта доброжелательности, сделайте его воображаемым, а не реально существующим. В вашем уме вы можете превратить котёнка, щенка или малыша во что хотите. У вас больше свободы для сотворения доброжелательности, если вы используете для этого воображаемое существо, а не реальное. Мой воображаемый котёнок начинает урчать в нужное время и никогда не писает в ладонь. Выбрав свой первый объект, используйте силу воображения, чтобы создать историю с этим существом для появления чувства доброжелательности. По мере практики этот новаторский метод станет одним из наиболее успешных и приятных способов начать медитацию доброжелательности.
Несколько лет назад одна ученица пожаловалась мне, что этот метод не работает для неё. Она относилась к мелким животным, особенно к непослушным котятам, как к маленьким паразитам, не нравились ей и вечно плачущие и пачкающие пелёнки дети. Как теперь я это называю, у неё был жёсткий случай "метта-блока". Она также обмолвилась, что в своей квартире в Сиднее выращивает какие-то цветы. Потому я предложил ей выбрать одно из её растений в качестве объекта доброжелательности. Она представила растение очень нежным и утончённым. Оно было настолько хрупким, что требовало от неё полной заботы, любви и защиты, чтобы выжить. Она направила все свои материнские инстинкты на это уязвимое растение, выращивая и вскармливая его до тех пор, пока оно не раскрыло свои почки, вознаградив её красивым благоухающим цветком. Этой женщине очень понравился такой способ. В первый раз ей удалась медитация доброжелательности. Она сказала, что за весь продолжительный период практики, это была единственная медитация, когда она не ждала, пока я прозвоню в колокольчик.
После того, как появились первые язычки пламени доброжелательности, оставьте ваше выдуманное существо и вспомните о реальном человеке, о том, кто вам эмоционально
ближе всего, о вашем супруге, любимом родственнике, или даже о лучшем друге. Это должен быть кто-то, к кому легко направить и поддерживать доброжелательность. В примере с костром этот человек будет тоненьким прутиком, который требуется для начинания огня. Вновь используйте свою внутреннюю речь, чтобы нарисовать историю вокруг него в вашем уме. Ему тоже нужна ваша дружба и любовь. Он тоже эмоционально раним, подвержен тяготам и невзгодам жизни. Используя свою внутреннюю речь, скажите: "Дорогой друг, я искренне желаю тебе счастья. Пусть болезни обойдут тебя стороной, а ум найдёт успокоение. Я дарю тебе свою любовь, не требуя ничего взамен. Я всегда приду тебе на помощь. Для тебя в моём сердце всегда найдётся место. Я на самом деле желаю тебе блага" – или придумайте собственные слова наподобие этих. Используйте такие фразы, которые создадут тёплый свет доброжелательности в вашем сердце. Побудьте с этим человеком. Представляйте его прямо перед собой до тех пор, пока доброжелательность к нему не станет яркой и непрерывной. Теперь аккуратно переведите внимание на ваше тело в область сердца и почувствуйте физическое ощущение, связанное с доброжелательностью. Вы заметите, что это восхитительное чувство.
Оставьте образ этого человека, и замените его на другого близкого, создавая чувство доброжелательности с помощью внутренней речи аналогичным образом: "Будь счастлив…". Представляйте его прямо перед собой до тех пор, пока доброжелательность к нему не станет яркой и непрерывной.
Затем представьте себе целую группу людей, быть может, всех людей, живущих в вашем доме. Развивайте заботливое сияние доброжелательности, направляя его к ним тем же способом: "Я желаю вам благополучия и счастья…". В аналогии с костром, теперь вы подкладываете в огонь поленья.
Попробуйте представить доброжелательность в виде золотого света, исходящего из красивого белого лотоса в самом центре вашего сердца. Позвольте этому свету доброты расшириться во всех направлениях, охватывая всё больше живых существ до тех пор, пока он не станет безграничным, заполняя всё, что вы можете себе представить. "Пусть все живые существа, большие и маленькие, близко или далеко, будут счастливы и пребывают в мире и покое…". Окуните всю вселенную в теплоту золотого света доброжелательности. Побудьте в этом состояние некоторое время.
В аналогии с костром, огонь теперь полыхает и может сжечь даже мокрую древесину. Подумайте о вашем враге. Представьте того, кто сильно вас обидел. Вы будете поражены тем, что ваша доброжелательность теперь настолько сильна, что вы способны их простить. Теперь вы можете поделиться лечебным золотым сиянием доброжелательности с ними тоже: "Друг, что бы ты мне не сделал, отмщение не поможет ни одному из нас, а потому я желаю тебе благополучия. Я искренне желаю тебе освободиться от невзгод прошлого и в будущем всегда только радоваться. Пусть красота этой безусловной доброты коснётся и тебя, даруя тебе счастье и удовлетворённость". Когда пламя доброжелательности полыхает, ничто не может погасить его. Далее нужно положить в костёр доброжелательности "самое сырое полено". Большинство медитирующих обнаруживает, что труднее всего направить доброжелательность к… самим себе.
Представьте, что вы смотрите на себя в зеркало. Обратитесь к себе своей внутренней речью и скажите искренне: "Я желаю себе благополучия. Я поднесу себе дар счастья. Слишком долго двери моего сердца были закрыты от самого себя; теперь я открываю их. Не важно, что я сотворил, или что я ещё сделаю, дверь в мою собственную любовь и уважение всегда открыта мне. Я безоговорочно прощаю себя. Я возвращаюсь домой. Я
одарю себя любовью, которая не осуждает. Я позабочусь об этом ранимом существе, которое называется "мной". Я охвачу себя всего чувством доброжелательности". Придумайте свои собственные слова, чтобы чувство доброжелательности укоренилось в вас вплоть до самой напуганной части вашего существа. Пусть оно растопит всякое сопротивление так, чтобы вы стали единым с меттой, безграничной добротой, подобной любви матери к своему ребёнку.
Прежде чем завершить медитацию доброжелательности, сделайте паузу на одну-две минуты и обратите внимание на внутреннее ощущение. Отметьте эффект, который оказала на вас эта практика. Медитация метты может породить чувство райского блаженства.
Чтобы подвести практику к красивому завершению, ещё раз представьте доброжелательность в качестве золотого света, исходящего из красивого белого лотоса в вашем сердце. Вообразите, как золотой свет возвращается в лотос, оставляя снаружи теплоту. Когда золотое сияние станет плотно сжатым шариком раскалённой энергии в центре лотоса, представьте, как лепестки лотоса закрываются, охватывая этот шар, и сохраняя тем самым источник доброжелательности в вашем сердце, готовый к раскрытию при следующей практике метты. Откройте глаза и медленно встаньте.

Мягкость ума


Медитация доброжелательности смягчает ум и направляет его к заботе, доброте и согласию. Вы становитесь менее эгоистичными, менее озабоченными о своих собственных нуждах и более мирно взаимодействуете с другими людьми. Эмоция доброжелательности ощущается чистой и восхитительной. Если вы развиваете её постоянно, она вскоре укоренится в вашем сердце. Вы становитесь сострадательным, а ваша доброта приносит радость и себе и всем другим существам.
Метта позволяет вам принять других такими, какие они есть. Большинство людей находит это невозможным из-за своего критически настроенного ума. Они видят только часть целого, порочную часть, и отказываются принять её. Доброжелательность наоборот охватывает всё целиком и принимает всё таким, какое оно есть. Благодаря практике доброжелательности вы увидите, что начинаете меньше искать недостатки в себе и других и становитесь способными согласиться с ними. Это умение видеть красивое и не обращать внимания на недостатки значительно увеличивает успешность всех других видов медитации. Например, чтобы удержать внимание в настоящем моменте, вы должны принять всё то, что происходит сейчас, охватывая этот момент и не позволяя себе смотреть на него с недовольством. Если вы будете продолжать выискивать недостатки в настоящем моменте, вы обнаружите, что не можете оставаться в нём.
Можно совмещать медитацию доброжелательности вместе с медитацией на дыхании. Когда вы приступаете к третьему этапу, осознанности к дыханию, вы смотрите на дыхание с чувством доброжелательности. Вы можете думать примерно так: "Дыхание, двери в моё сердце открыты для тебя, не важно, как ты себя ведёшь, не важно, что ты делаешь". Вскоре вы начнёте смотреть на дыхание с состраданием, принимая его таким, какое оно есть, не выискивая в нём недостатков. Добавляя доброжелательность к процессу осознанности, вы прекращаете всякие ожидания, поскольку дыхания теперь более чем достаточно. Из-за доброжелательности вы вскоре ощутите приятное тепло, направленное к дыханию, которое вносит радость в каждый вдох и выдох.




.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.