|
|
|
|
|
русский: взаимозависимое
возникновение, зависимое возникновение
английский:
dependent
origination, dependent co-arising, interdependent arising
пали: патичча-самуппада
| paticcasamuppāda
Зависимое возникновение – это сердце, самая суть учения
Будды. В Маджхима Никае 28 сказано: «Тот, кто видит
зависимое возникновение – тот видит Дхамму. Кто видит
Дхамму, тот видит зависимое возникновение», а в
Ваккали сутте из Саньютта Никаи Будда говорит: «Тот,
кто видит Дхамму, тот видит меня».
Пробуждение Будды по сути состоит в открытии Зависимого
Возникновения. Это понимание того, что любой феномен
мира существует только благодаря наличию другого феномена,
и эта бесконечно сложная паутина охватывает всё прошлое,
настоящее и будущее.
Другими словами – что-то всегда зависит от чего-то.
Человеческое существование в любой момент времени зависит
от внешних и внутренних условий. Всё во вселенной взаимосвязано
паутиной причин и следствий таким образом, что и целое
и части этого целого зависят друг от друга. Характер
и состояние какого-либо феномена в каждый миг времени
связаны с характером и состоянием других феноменов,
даже если внешне кажется, что никакой связи между ними
нет.
Поскольку все вещи обусловлены, они являются непостоянными
(аничча),
и потому в них не содержится какой-то неизменной сущности
(анатта).
Можно сказать, что в абсолютном смысле ни одна вещь
не существует подлинно, хотя обычному человеку всегда
кажется, что вещи существуют сами по себе. Поскольку
в вещах нет неизменной сущности, они являются «пустыми»
(сунья). Мудрецы,
которые видят вещи в истинном свете, обретают глубокую
мудрость и отбрасывают привязанность
и жажду к вещам, к миру, к существованию, и так становятся
буддами или арахантами.
Общая формулировка зависимого возникновения многократно
встречается в различных суттах Палийского Канона и выглядит
так:
«Когда есть это, есть то.
С возникновение этого, происходит возникновение того.
Когда этого нет, то нет и того.
С прекращением этого, наступает прекращение того».
Когда человек до определённой глубины постиг эту истину,
он становится вступившим
в поток, не может более родиться в низших мирах
и в течение максимум 7 жизней обретёт полное просветление.
●
Двенадцать нидан
Будда изложил схему Зависимого Возникновения в виде
12-звенной цепи, и хотя он говорил о том, что эта схема
крайне глубока и труднопостижима, подробного систематического
объяснения связей между всеми этими звеньями в суттах
не приводится. В Комментариях встречается общее последовательное
объяснение, изложенное следующим образом:
Первые два звена из прошлой жизни:
1. Неведение
2. Волевые формирователи
(создающие камму)
Порождают восемь последующих звеньев в этой жизни:
3. Сознание
4. Имя-и-форму
5. Шесть чувственных опор
6. Контакт
7. Чувство
8. Жажду
9. Цепляние
10. Существование
Которые создадут в будущей жизни эти два фактора:
11. Рождение
12. Смерть
Данная последовательность встречается как самая распространённая
интерпретация, однако в некоторых ранних суттах указаны
и менее известные варианты изложения зависимого возникновения,
что означает, что рассматривать эту схему в качестве
линейной последовательности, где одно звено взаимосвязано
только с последующим и предыдущим, неправильно. Судя
по всему, связь куда более сложная, и, видимо, имеет
своего рода «петли» между различными звеньями.
Зависимое возникновние показывает причины и условия
бесконечных циклов рождений и смертей живого существа.
Старение и смерть обусловлены существованием и рождением.
Если существо родилось, оно должно умереть. Если рождения
нет, то нет и смерти. Наше присутствие в мире, этот
процесс, который мы называем «жизнью», обусловлен цеплянием
и привязанностью к идеям и действиям. Это в свою очередь
не может происходить без жажды. Будда увидел, что жажда
формируется, когда под действием неведения возникает
чувственный контакт с приятными, нейтральными или неприятными
ощущениями (в последнем случае возникает жажда перестать
испытывать неприятное). Чтобы испытывать чувства, должны
наличествовать чувственные опоры и сознание. Таким образом,
пока в уме присутствует неведение, существо будет порождать
жажду, которая станет причиной следущих рождений. Будда
говорил, что целиком просчитать количество прошлых рождений,
то есть увидеть самое первое рождение, невозможно –
потому что сансара не имеет
начала. Однако можно прекратить будущие рождения, в
том случае, если удастся полностью изничтожить первое
звено зависимого возникновения – т.е. неведение.
Каноническое описание Зависимого Возникновения можно
посмотреть, например, в Патичча-самуппада
вибханга сутте из Саньютта Никаи или в Саммадиттхи
сутте.
|
|
|
|
|
|