Главная > Учение > Понятия и термины > Мара
Учение
История
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Палийский Канон Канонические комментарии Работы исследователей буддизма Книги и лекции учителей Понятия и термины
 

Мара

русский: Мара

английский:
Mara

пали:
Мара | Māra

Мара дословно переводится с пали как «убийца». В буддизме представляет собой «соблазн» или «соблазнителя». Часто встречается также и такое наименование – «Злой Мара» (папима маро) или «Намучи» (дословно – «не-освободитель», т.е. противоположность освободителю). В буддийских писаниях Мара встречается как реальная персона (как божество) и как персонификация зла и страстей, общего мирского существования, смерти. В поздней палийской литературе часто говорится о «пятичастном Маре» (панча-мара):

1. Мара как божество (дэвапутта-мара)
2. Мара как загрязнения (килеса-мара)
3. Мара как пять совокупностей (кхандха-мара)
4. Мара как камма (камма-мара)
5. Мара как смерть (маччу-мара)

В качестве реальной личности Мара считается одним из правящих дэвов высшего мира сферы желаний – Параниммитавасаватти – мира, где «дэвы имеют власть над творениями других» (см. Com. to M. 1). Согласно традиции, когда Бодхисатта сидел под деревом Бодхи, Мара пытался предотвратить его просветление, наслав на него орды демонов. Этот эпизод называется «Война Мары» (мара-юддха). После просветления Будды, он пытался соблазнить его своими тремя дочерьми. Затем ещё 7 последующих лет он преследовал Будду, пытаясь найти в нём слабое место – (см. Sn. v. 446). Он также пытался убедить Будду уйти в париниббану без разглашения миру Дхаммы, а также, когда подходило время париниббаны Будды, Мара подбивал его сделать это поскорее. Тем не менее, в обоих случаях Будда действовал по своим собственным соображениям (см. Махапариниббана сутту).

Мара в качестве пяти совокупностей встречается, например, в Падхана сутте (см. Sn. v. 425ff.). Смотри также (S. XXIII, 1, 11, 12, 23).

 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт