Главная > Учение > Понятия и термины > Камма
Учение
История
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Палийский Канон Канонические комментарии Работы исследователей буддизма Книги и лекции учителей Понятия и термины
 

Камма

русский: камма, кармa, намеренное действие

английский:
kamma, karma, volitional action

пали:
камма | kamma

Палийский термин «камма» означает «действие». Результат или плод этого действия называется «каммическим плодом» и обозначается палийским термином «випака».

Любой вид намеренного действия – умственного, словесного или телесного – определяется как камма. Каммой являются все нравственные (или «умелые») и аморальные (или «неумелые») волевые акты (кусала / акусала четана). Невольные, несознательные и ненамеренные действия не являются каммой, поскольку в них отсутствует воля (четана) – как главый фактор, создающий камму. Благие намеренные действия создают благую камму, а неблагие намерения – неблагую. Одной из практик накопления благой каммы является накопление заслуг. Самой лучшей каммой Будда называл «камму, ведущую к прекращению всякой каммы», которая создаётся практикой Благородного Восьмеричного Пути.

«Намерение, монахи, это то, что я называю действием. Через намерение человек действует телом, речью, умом. Есть камма, монахи, что созревает в аду... камма, что созревает в мире животных... камма, что созревает в мире людей... камма, что созревает в небесных мирах... Троичен результат каммы: созревающий в течение этой жизни, созревающий в течение следующей жизни, созревающий в последующих жизнях...»

(Ниббедхика сутта, АН 6.63)

Камма – индивидуальная сила, которая действует на протяжении всех жизней существа. Однако камма не хранится где-то внутри вечно меняющегося тела или ума живого существа, но зависит от индивидуального «психофизического потока», который имеет опыт, влияния, чувства, впечатления и характеристики, и всегда готова проявить себя в различных феноменах и подходящих случаях и ситуациях.

«Где, уважаемый, находится камма?» – спросил царь Милинда Достопочтенного Нагасену.

«О Царь» – ответил Достопочтенный Нагасена – «Нельзя сказать, что камма хранится где-то в этом текущем сознании или в какой-либо из частей тела. Однако, зависимая от тела и ума, она дремлет, сразу проявляя себя, когда наступает подходящий случай, подобно манго, которое растёт на манговом дереве, и не находится где-то внутри дерева, а вырастает раз в сезон при благоприятных обстоятельствах».

(Вопросы Милинды)

Камма имеет несколько классификаций, которые можно выделить в следующие катергории:

1. По своему типу:
– благая
– неблагая
– и-благая-и-не-благая
– ведущая к прекращению каммы (камма практики Благородного Восьмеричного Пути)

2. По времени действия:
– в этой жизни
– в следующей
– в [других] будущих жизнях

3. По типу действия:
– репродуктивная (определяет следующее перерождение в момент смерти) – поддерживающая – противодействующая
– вытесняющая (создающая непреодолимое препятствие)

4. По силе действия:
– весомая (например, один из пяти неблагих поступков, ведущих в ад)
– предсмертная (например, действие, совершенное перед смертью)
– обычная (как правило, отражающая общие тенденции поведения личности)
– накопленная (всё, что не входит в вышеуказанные типы)


Работа каммы – это запутанный и сложный механизм, работу которого полностью может видеть только Будда.

Будды и араханты более не накапливают какую-либо камму, однако всё ещё подвержены результатам своей прошлой каммы (до момента париниббаны).

Сила действия результата каммы зависит от «чистоты» человека, то есть от развитости его добродетельных качеств. Будда говорил, что одинаковый неблагой поступок может привести недобродетельного человека в ад, тогда как добродетельный, возможно, даже не заметит плода этой негативной каммы. Для того, чтобы уменьшить силу влияния негативной каммы, Будда советовал практиковать медитацию доброжелательности (метта).

Не всё в этом мире зависит от закона каммы. Каммический закон, несмотря на его важность, является лишь одним из 24 причинных условий (паччайя), описанных в Абхидхамме. Например, камма не является единственным определителем текущего состояния ума и намеренного (волевого) действия, которое создаёт новую камму. Будда говорил, что если бы это было так, то, например, преступник всегда оставался бы преступником (т.е. негативные поступки создавали бы негативную камму, что формировала бы негативные состояния ума и неблагие волевые намерения, которые в свою очередь опять создавали бы негативную камму и так далее...).

 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт
Буддизм