|
русский: интуитивное
знание, знание прозрения, прямое видение
английский:
insight-knowledge
пали: випассана-ньяна
| vipassanā-ñāna
Данный список знаний лишь единожды встречается в суттанте,
в одной из сутт Мадджхима Никаи, в сокращённом виде,
без каких-либо разъяснений. Однако в поздних буддийских
комментариях (периода составления Висуддхимагги, примерно
5 век нашей эры) список и схема этих знаний расширяется,
разъясняется и включает в себя уже более десятка видов
знаний.
Так, согласно этим трактатам, знания прозрения достигаются
в процессе практики випассаны,
т.е. развития аспекта прозрения и мудрости в процессе
медитации.
Современные учителя випассаны так объясняют эти знания:
1. «Знание различения телесных и умственных процессов»
(намарупа париччхеда
ньяна)
Это прямое знание достигается, когда практикующий может
чётко различить умственные процессы от телесных. Например,
он знает, что движение ноги – это телесный процесс,
а осознавание этого движения – это умственный процесс.
2. «Знание причино-следственной связи между телесными
и умственными процессами»
(паччая париггаха
ньяна)
В некоторых случаях телесный процесс является причиной,
а умственный – следствием, например, когда стенка живота
поднимается, а ум начинает исследовать это. В других
случаях ум является причиной, а телесный процесс – следствием.
Например, желание сесть приводит к тому, что тело принимает
сидячую позу. Другими словами волевое действие предшествуют
телесному.
3. «Знание телесных и умственных процессов как страдательных
и безличных»
(саммасана ньяна)
Это прямое видение непостоянства, безличности, страдательности
всех телесных и умственных процессов. Практикующий чётко
видит, что каждый процесс возникает, наличествует какое-то
время, а затем исчезает.
4. «Знание видения возникновения и исчезновения»
(уддаябайя ньяна)
На этом этапе практикующий ещё чётче видит возникновения
и исчезновения телесных и умственных процессов.
5. «Знание видения распада»
(бханга ньяна)
Формы рук, ног, головы и так далее более не воспринимаются
постоянными, но как только на эти объекты направляется
внимание, сразу же виден их распад. Даже направляя внимание
на сам ум и объекты ума, виден тот же процесс немедленного
их растворения.
6. «Знание телесных и умственных процессов как ужасающих»
(бхая ньяна)
Постоянное наблюдение возникновения и исчезновения приводит
к видению ужаса этого процесса. Все процессы видятся
напрямую как непостоянные, безсубстанциональные.
7. «Знание изъянов»
(адинава ньяна)
На этом этапе приходит знание, что телесные и умственные
процессы дефектны и неудовлетворительны по своей природе.
8. «Знание бесстрастия»
(ниббида ньяна)
По мере дальнейшей практики созерцания телесных и умственных
процессов приходит беспристрастность по отношению к
ним.
9. «Знание желания освобождения»
(мунчитукамаята
ньяна)
Напрямую наблюдая страдательность и непостоянство (появление-распад)
приходит устремление к тому, чтобы любые телесные и
умственные процессы прекратились.
10. «Знание пристального созерцания»
(патисанкха ньяна)
Желание прекратить процессы тела и ума приводит к ещё
более чёткому видению трёх
характеристик – непостоянству, страдательности и
безличности.
11. «Знание беспристрастности по отношению к формациям»
(санкхарупеккха
ньяна)
На
этом этапе приходит видение беспристрастности по отношению
к возникновению и исчезновению телесных и умственных
процессов.
12. «Знание адаптации»
(анулома ньяна)
Это конечный этап медитации випассаны, когда ум окончательно
утверждается в прямом видении трёх характеристик тела
и ума. Это прямое видение четырёх благородных истин.
Видение возникновения телесных и умственных процессов
становится прямым пониманием истины причины страдания.
Видение распада и исчезновения этих процессов становится
прямым пониманием истины страдания. Отсутствие поддержания
этих процессов видится как истина прекращения страдания.
Отпускание цепляния и беспристрастность к этим процессам
видится как путь к прекращению страданий. Знание адаптации
является подготовительным к достижению знания сверхмирского
пути (см. далее).
13. «Знание изменения рода»
(готрабху ньяна)
На этом этапе практикующий выходит за пределы феноменального
мира, избегая процессов тела и ума. Предметом его
осознанности становится дхамма ниббаны
и он становится арьей – благородным,
то есть отныне он уже не является простым человеком
(путтхуджхана).
14. «Знание пути»
(магга ньяна)
На этом этапе практикующий на своём опыте целиком
и полностью познал путь к ниббане, освобождению. Это
знание разрушает загрязнения
его ума, однако количество и глубина уничтоженных
загрязнений в каждом случае индивидуальна. Как самое
меньшее, практикующий становится вступившим
в поток, уничтожив три оковы.
В наилучшем случае он становится архатом
– полностью просветлённым, уничтожив все загрязнения
полностью. Знание пути относится к сверхмирским знаниям.
15. «Знание плода»
(пхала ньяна)
Сразу же за знанием пути происходит знание плода.
Ум знает о том, что произошло и всё ещё удерживает
ниббану в качестве своего объекта. Это длится два
или три «мысленных момента». Как и знание пути, знание
плода относится к сверхмирским знаниям.
16. «Знание пересмотра»
(паччавеккхана
ньяна)
Это прямое интуитивное знание пройденного пути, результата
этого пути, ниббаны, а также уничтоженных и пока ещё
оставшихся после достижения ниббаны загрязнений.
|
|