|
|
|
|
|
русский: путы,
оковы
английский:
fetters
пали: самйоджана
| samyojana
Существует 10 оков, которые привязывают существ к блужданию
в сансаре:
1. Воззрение о «я».
2. Сомнения в отношении того, что является благим, а
что является неблагим.
3. Цепляние к правилам и предписаниям.
4. Чувственные желания.
5. Недоброжелательность.
6. Жажда к тонкому материальному существованию (в мире
форм).
7. Жажда к бесформенному существованию (в бесформенном
мире).
8. Самомнение.
9. Неугомонность.
10. Невежество.
Первые пять оков называются «низшими», поскольку они
привязывают существ к Миру Чувств. Оставшиеся пять называются
«высшими оковами», поскольку они привязывают существ
к высшим мирам – мирам форм и бесформенным обителям
(см.
A.IX.67-68; A.X.13; D.33, и т.д.).
●
Тот, кто освободился от 1, 2 и 3-й оковы нызвается «вступившим
в поток» или «сотапанной», это тот, кто вступил
на Путь, ведущий к ниббане. В Саньютта Никае 55.5 говорится
о том, что этот «поток» есть не что иное, как Благородный
Восьмеричный Путь.
●
Тот, кто освободился от этих трёх оков, а также ослабил
жажду, злобу, заблуждение, называется «однажды-возвращающимся»
или «сакадагамином».
●
Тот, кто полностью освободился от 5 нижних оков, называется
«не-возвращающимся» или
«анагамином».
●
Тот, кто освободился полностью от всех 10 оков, называется
«арахантом».
Эти четыре типа личностей называются благородными
личностями или арьями.
|
|
|
|
|
|