Главная > Учение > Понятия и термины > Даяние
Учение
История
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Палийский Канон Канонические комментарии Работы исследователей буддизма Книги и лекции учителей Понятия и термины
 

Даяние

русский: даяние, подаяние, щедрость

английский:
giving, offering, generosity

пали:
дана | dāna

Практика даяния
(дана) широко распространена среди мирян во всех буддийских странах. Даяние относится к практике развития такого качества как щедрость, а также уменьшения качества скупости. Даяние может быть частью совершенства даяния (парами), крайне развитой щедрости, когда дающий не преследует какие-либо корыстные цели, а одаривает или помогает за просто так.

Даяние является одной из сфер накопления благих заслуг, которые дадут плоды в виде материального благосостояния (в этой и будущих жизнях) и / или в виде хороших перерождений. Недостаток таких заслуг ведёт к нищете и к неблагоприятным перерождениям.

Даяние также имеет эффект очищения и преобразования ума дающего.


Есть три «поля заслуг», которые приносят максимальный эффект от даяния в виде огромных заслуг:

1. Даяние Сангхе (монашеской общине, а в идеале -
арья-сангхе, то есть благородным)
2. Даяние родителям (физическим отцу и матери)
3. Даяние нуждающимся (тем, кому действительно нужна помощь, в том числе материальная)

Одинаковый дар, сделанный с одинаковой мотивацией, приносит различное количество благих заслуг в зависимости от «поля заслуг». Таким образом:
Даяние
арья-сангхе приносит самые большие заслуги.
Даяние сангхе монахов, в числе которых нет
арьев, приносит меньшие заслуги.
Даяние одному монаху или двум (сангха – минимум 4 монаха) приносит ещё меньшие заслуги.
Даяние родителям и нуждающимся приносит ещё меньшие заслуги, и так далее.

Достаточно подробно это разъясняется в Даккхинавибханга сутте. Согласно этой сутте, если даяние сделано сангхе монахов, не обладающих чистотой, нравственностью и добродетелями, то даже в этом случае результаты этого даяния будут огромны и неизмеримы.

Также, согласно этой сутте:

1. Подношение животному даёт 100-кратный результат.
2. Подношение, сделанное простому человеку, не наделённому нравственностью, даёт 1000-кратный результат.
3. Подношение, сделанное простому человеку, наделённому нравственностью, даёт 100.000-кратный результат.
4. Подношение, сделанное в период отсутствия в мире Дхаммы Будды, человеку, который практикует отказ от чувственных удовольствий, даёт результат в 100.000.000 больший, нежели это подношение.
5. Подношение Сотапатимагге даёт неизмеримый результат.
6. Подношение Сотапатипхале даёт ещё больший неизмеримый результат.
7. Подношение Сакадагамимагге даёт ещё больший неизмеримый результат.
8. Подношение Сакадагамипхале даёт ещё больший неизмеримый результат.
9. Подношение Анагамимагге даёт ещё больший неизмеримый результат.
10. Подношение Анагамипхале даёт ещё больший неизмеримый результат.
11. Подношение Арахаттамагге даёт ещё больший неизмеримый результат.
12. Подношение Арахаттапхале даёт ещё больший неизмеримый результат.
13. Подношение Паччька-будде даёт ещё больший неизмеримый результат.
14. Подношение Будде даёт ещё больший неизмеримый результат.


Результат от даяния зависит также и от собственной мотивации. Согласно Дана сутте (АН 6.37), если дающий обладает одним из трёх или всеми тремя этими качествами, то даяние приносит больший результат:

1. Перед даянием дающий пребывает в счастливом, довольном настроении.
2. Ум дающего яркий и чистый (от загрязнений ума).
3. После даяния дающий доволен своим совершённым поступком.

Согласно другой Дана сутте (АН 7.52), всё более чистое намерение может привести к рождению в более высоком мире, и даже к рождению в рупа-локе, где человек обретёт окончательное освобождение.


 
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт