|
|
|
|
|
русский: брахма,
Брахма
английский:
brahma,
Brahma
пали: брахма
| brahmā
В буддизме брахмами называют божеств высших миров,
не имеющих чувственных страстей (в отличие от божеств
более низких миров сферы Мира Чувств).
Слово «брахма» появляется ещё в древней традиции Вед,
в которой Брахма является создателем мира. Ранние буддийские
тексты описывают нескольких брахм, которые сосуществуют
в одной и той же вселенной. Некоторые из них считают
себя «всемогущими творцами мира», но Будда говорил,
что это не так. Истории, характер и функции этих брахм
отличаются от Ведического Брахмы. Однако, как минимум
один буддийский брахма считается объектом поклонения
до-буддийских брахманов. Будда описывает Ведического
Брахму как заблуждающегося (см. Брахмаджала
сутту, ДН 1).
Буддийский брахма не аналогчен индуистской концепции
Брахмана как вездесущей божественной силы в индуизме.
Есть как минимум 4 способа интерпретации термина «брахма»
с буддийской точки зрения:
1. Брахмы – любые божества Мира Форм и Бесформенного
Мира.
2. Брахмы – любые божества нижних 9 миров Мира Форм.
3. Брахмы – любые божества нижних 3 миров Мира Форм.
4. Махабрахма – одно из высших божеств нижних 3 миров
Мира Форм.
Если рассматривать существо Мира Форм, то термин «брахма»
можно соотнести с термином «брахмавихара», который обозначает
медитативные состояния, которые, судя по всему, схожи
с состоянием джханы. В таких
состояниях и пребывают существа, населяющие Мир Форм.
Тем не менее, обычно под «брахмами» подразумеваются
существа мира нижних трёх миров Форм, которые именуются
«Обителью Брахмы». В МН 120 особо отмечается, что эти
брахмы различаются по своему влиянию. Есть брахмы, владычествующие
над одной мировой системой, над двумя, тремя, пятью,
десятью, сотней, тысячей мировых систем.
В буддийских текстах упоминаются имена нескольких брахм:
●
Бака
Брахма
Бака Брахма встречается в Мадджхима Никае и Саньютта
Никае. Это божество, которое считает, что его мир постоянен
и неизменен (а потому сам он бессмертен), а также считает,
что выше его мира нет никаких миров. Будда отрицает
заявления Бака Брахмы, говоря о концепции непостоянства,
но одно из божеств свиты Бака Брахмы под влиянием Мары
утверждает, что Бака – Бог-Творец, что те, кто поклоняются
ему, будут вознаграждены, а те, кто отрицают его могущество,
будут страшно наказаны. Будда говорит, что власть Бака
Брахмы действительно огромна и простирается на тысячи
мировых систем, но есть и более высокие божества, их
власть куда больше, и этого Бака Брахма не видит, поэтому
не знает всего. Затем Бака Брахма, стараясь показать
своё могущество, попытался исчезнуть из поля зрения
Будды, но не смог. В ответ Будда исчез из поля зрения
Брахмы, и тот был поражён этим.
Бака Брахма в прошлой жизни был аскетом по имени Кесава.
Различными способами он спас множество людей от смерти.
Развив глубокую медитацию, он родился в мире Дэвов
Великого Плода, а после перерождался, постепенно
ниспадая по Мирам Форм, пока не родился как обычный
брахма (мир Великого Брахмы).
В другом случае Бака Брахма верит в то, что ни один
монах или аскет не может попасть в его мир посредством
медитативных сил. Однако как сам Будда, так и его ученики,
появляются в его мире и доказывают этим ошибочность
данного его утверждения.
●
Брахма
Сахампати
Брахма Сахампати считается одним из высших брахм, тем
божеством, которое в невидимом состоянии посетило Будду,
когда тот достиг просветления. Когда Будда медитировал
возле Урувелы после просветления, этот брахма уговаривал
Будду раскрыть Дхамму людям. Согласно Комментариям,
Брахма Сахампати – анагамин,
один из дэвов Чистых Обителей.
В прошлой жизни он был монахом по имени Сахака, который
состоял в Сангхе Будды Кассапы.
Однажды Брахма Сахампати посоветовал женщине, сын которой
был монахом, не делать подношения Маха Брахме, а вместо
этого, делать подношения своему сыну Брахмадэве.
В Саньютта Никае есть строфы, которые приписывают Брахме
Сахампати, которые он произнёс, когда вместе с Саккой
навещал Будду. Он также присутствовал возле Будды перед
самой его смертью, и в Махапариниббана сутте есть строфы,
которые произнёс Брахма Сахампати.
Из всех брахм он, видимо, был ближе всех к Будде.
●
Брахма
Санаткумара
Дословно переводится как «вечно молодой». Этот брахма
появляется в Джанавасабха сутте (ДН 18), где он создаёт
собственный иллюзорный образ для того, чтобы стать видимым
более грубому зрению Сакки и божеств мира Таватимса.
Он обратился к дэвам этого мира таким образом, что каждый
из них думал, что брахма обращается только к нему. Брахма
советовал им следовать правилам нравственности и практике
Будды, и разъяснял благие результаты, которые последуют
благодаря такой практике.
Комментарий объясняет, что эпитет «вечно молодой» употреблялся
потому, что брахма выбрал внешность очень юного человека.
●
Маха
Брахма
Имя Маха Брахма (хотя, скорее, даже титул, нежели имя)
появляется в нескольких суттах. Под этим именем имеется
в виду высшее божество третьего уровня Мира Форм, но
также может использоваться и для обозначения более высших
брахм. Эпитеты Маха Брахмы таковы: «Брахма, Великий
Брахма, Победитель, Непобеждённый, Всевидящий, Всемогущий,
Бог, Создатель, Правитель, Повелитель, Отец Всего Что
Было и Будет». Согласно Брахмаджала
сутте (ДН 1), Маха Брахма – существо, которое пало
из мира Дэвов Великого Плода
из-за исчерпания благой каммы и первым появилось в Мире
Великого Брахмы. Забыв о прошлом своём существовании,
этот брахма считает, что возник в мире без причины.
Те существа, которые пали из его мира и родились людьми,
могут вспомнить своё прошлое рождение в этом мире Брахмы,
и могут на основании этого считать, что он является
Творцом Мира. В Кеваддха-сутте (ДН 11) Маха Брахма не
может ответить на вопрос, который задаёт ему монах,
но скрывает этот факт от своей свиты, чтобы не потерять
перед ними своё лицо. В частной беседе Маха Брахма советует
монаху обратиться с этим вопросом к Будде.
|
|
|
|
|
|