Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Суддхаттхака-сутта: Восьмёрка о чистом
Снп 4.4

 
редакция текста: 06.12.2024
Перевод с английского: SV

источник:
Suttanipata by Bhikkhu Bodhi, 2017

«Я вижу чистоту и высшее здоровье;
Чрез зримое достигнуть можно полной чистоты».
И, зная напрямую и «высшее» познав,
«Я созерцаю чистое» – вернётся к знанию он1. (1)

И если ты увиденным достигнешь чистоты
Иль если [этим] знанием страдание оставишь –
То тот, кто с обретениями, очистится другим;
Воззрение покажет, что так он говорит2. (2)

Обетом, предписанием, сторонним человеком,
Услышанным и зримым иль тем, что ощутится, –
Об этих очищениях брахман3 не говорит.
[Брахман] не загрязнён заслугой4 и проступком,
Он взятое отбросил, ничто не создаёт5. (3)

Коль, прежнее отбросив, к другому прицепился6,
Порывом унесённый, он привязь не минует7.
Хватает, оставляет, подобно обезьяне,
Что схватится за ветку, чтоб снова отпустить. (4)

Когда он выполняет свои же предписания8,
Идёт то вверх, то вниз, цепляясь к восприятию.
Но вверх и вниз не движется кто в мудрости обширен,
Поскольку своим знанием он Дхамму смог постичь. (5)

И тот, кто отдалился от всяческих феноменов,
Всего, что ощущается, и слышится, и зрится, –
Кто мог бы в этом мире его определить9,
Провидца, что [повсюду] ведёт себя открыто? (6)

Такой не конструирует, лишён он предпочтений10,
Такой не утверждает: «Нет выше чистоты».
Цепляния сей узел развязан [им же] был,
Желаний ни к чему он в мире не создаст. (7)

Границу пересёк, увидел и познал –
К чему-либо брахман цепляний не имеет.
К бесстрастью не привязан, не будоражим страстью,
К чему-либо как к высшему цепляния лишён. (8)




1 SV: Комментарий объясняет эту строфу как брахманское воззрение о том, что духовной чистоты можно достичь просто лишь созерцая (обычным зрением) некий чистый предмет.

2 Комментарий (Ниддеса): "Если ты увиденным достигнешь чистоты": видя форму сознанием глаза, человек достигает чистоты, очищения, полного очищения, свободы, освобождения, избавления; "Страдание оставишь знанием": если, видя форму сознанием глаза, человек оставляет страдание рождения, старости, болезни, смерти, страдание печали, стенания, боли, грусти и отчаяния, – тогда "тот, кто с обретениями, очистится другим". Человек с обретениями – это тот, кто имеет жажду, злобу, заблуждение, самомнение, страсть, воззрения, загрязнения, цепляние. "Другим" – тем, что не является путём к чистоте, [является] ошибочной практикой. "Воззрение покажет, что так он говорит" – воззрение само выставляет этого человека таким: "Этот человек – тот, кто имеет неправильное воззрение, искажённую точку зрения".

3 Комментарий: Он брахман, потому что выдворил всё плохое – арахант-брахман, достигший уничтожения загрязнений посредством пути.

4 Комментарий (Ниддеса): Благая волевая активность (камма), относящаяся к трём мирам существования, называется заслугой.

5 Комментарий (Ниддеса): Не создаёт благой волевой активности, неблагой волевой активности, непоколебимой волевой активности.

SV: Речь идёт о благой камме, плохой камме, а также "непоколебимой" камме, созданной посредством развития джхан, которая приводит к рождению в мирах форм.

6 Комментарий (Ниддеса): Оставив прежнего учителя, он привязывается к другому учителю. Оставив прежнее учение... группу... воззрение... практику... путь... привязываются к другому пути.

7 Комментарий (Ниддеса): Жажда названа порывом. Он не минует привязей воззрений, загрязнений, неблагого поведения.

8 SV: Комментарий говорит о различных видах небуддийских аскетических практик.

9 Комментарий (Ниддеса): Кто может думать о нём как о страстном или полном ненависти, или заблуждающемся, или скованном [самомнением], схваченном [воззрениями], отвлечённом [неугомонностью], нерешительном [из-за сомнений], цепком [из-за скрытых склонностей]? Волевые активности были отброшены им. Когда они отброшены, как можно думать о нём в рамках обозначений по типу: [это] "существо ада", "животное", "страдающий дух", "человек", "дэва", "имеющий форму", "не имеющий формы", "воспринимающий", "не-воспринимающий", "ни-воспринимающий-ни-невоспринимающий"?

10 Комментарий (Ниддеса): Есть два вида умственных конструктов: умственные конструкты из-за жажды и из-за воззрений. Для него умственные конструкты из-за жажды были отброшены, умственные конструкты из-за воззрений были оставлены. Поскольку это так, он не создаёт каких-либо умственных конструктов из-за жажды или воззрений. Он не порождает, не производит, не генерирует, не творит таких умственных конструктов. Есть два вида предпочтений: предпочтения из-за жажды и из-за воззрений. Для него предпочтения из-за жажды были отброшены, предпочтения из-за воззрений были оставлены.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.