[Вопрошающий]1:
«Укоренённые
в своих воззрениях,
Умелые соперничают в разных утверждениях:
«Кто это знает, тот познал и Дхамму;
А отрицая это, ты несовершенен». (1)
Соперничая
так, вступают они в споры:
«[Мой] оппонент глупец, [а также] неумелый».
Какое утверждение правдивое из этих,
Ведь каждый заявляет о том, что он умелый?» (2)
[Будда]:
«Когда не
подтверждаешь доктрины оппонента,
А потому глупец, тупица и не мудрый, –
То все они глупцы, без мудрости всецело,
Ведь укоренены они в воззрениях своих. (3)
Но если
же воззрением очищены они,
Умелы и умны и в мудрости чисты,
То в мудрости отсталых не найти средь них,
Ведь схоже принимают воззрения они. (4)
И я не говорю,
что правда это всё,
Как в парах говорят друг другу те глупцы.
Воззрения свои правдивыми считают,
И видят потому в сопернике глупца. (5)
«Всё правильно,
всё верно» – так говорят одни,
Другие говорят [им]: «Всё лживо это, ложно».
Соперничая так, вступают они в споры.
Так почему аскеты не говорят в согласии? (6)
Ведь истина
одна лишь – и нет другой, второй.
Кто это понимает, не станет больше спорить.
Они же утверждают об истинах различных,
Вот почему аскеты не говорят в согласии». (7)
[Вопрошающий]:
«Зачем им
утверждать об истинах различных,
Поборникам, которые считают, что умелы?
Взаправду эти истины различны и их много,
Или идут посредством рассуждения они?» (8)
[Будда]:
«Конечно
же нет истин многочисленных, различных,
Помимо восприятия постоянного в сём мире.
Однако, изложив обоснование воззрений,
Они приходят к двойке «это правда» или «ложь». (9)
Благое поведение,
предписания и всё,
Увидено, услышано, почувствовано что –
Зависимый от этого презрение проявляет.
И, стоя на суждении, с сарказмом говорит:
«[Мой] оппонент глупец, [а также] неумелый». (10)
Хотя он
и считает, что оппонент глупец,
Себя «умелым» видит на том же основании.
Себя «умелым» видя, по собственной же воле
Другого презирает, хоть так же говорит. (11)
Раздутый
крайним взглядом, упившись самомнением,
И сам себя считая [всецело] совершенным,
Он умственно себя же [тем самым] освятил,
Из-за того, что принял он так своё воззрение. (12)
Коль
ты не совершенен по слову оппонента,
То в мудрости не полон тогда и оппонент.
Но коль ты мастер знания и мудрый человек,
Тогда и не найти глупца среди аскетов2.
(13)
Неполным
кто иное учение считает,
Тот, значит, не сумел достичь и чистоты:
Так говорят по-своему приверженцы учений,
Ведь к собственным воззрениям привязаны они. (14)
Они же утверждают:
«Лишь здесь есть чистота»;
И очищения нет в учениях остальных.
Раздельно окопавшись, приверженцы учений
Отстаивают твёрдо свой собственный же путь. (15)
Отстаивая
твёрдо свой собственный же путь,
Какого оппонента считал бы ты глупцом?
Тогда бы ты и сам смог сотворить вражду,
Сказав, что оппонент характером не чист. (16)
Когда в
своих суждениях ты сам себе мерило,
В дальнейшие дебаты пускаешься ты в мире.
Но если ты отбросил любые все суждения,
То в этом самом мире вражды не создаёшь». (17)
|