Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Чулавийюха-сутта: Малое наставление о размещении
Снп 4.12

 
редакция текста: 06.12.2024
Перевод с английского: SV

источник:
Suttanipata by Bhikkhu Bodhi, 2017

опрошающий]1:
«Укоренённые в своих воззрениях,
Умелые соперничают в разных утверждениях:
"Кто Дхамму понимает, тот знает и вот это;
Коль это отрицаешь, то ты несовершенен". (1)

Соперничая так, они вступают в споры:
"[Мой] оппонент – глупец, [а также] неумелый".
Какое утверждение правдивое из этих?
Ведь каждый заявляет о том, что он умелый». (2)

[Будда]:
«Когда не подтверждаешь доктрины оппонента
И, значит, ты глупец, тупица и не мудрый, –
То все они глупцы, без мудрости всецело,
В воззрениях своих ведь каждый утверждён. (3)

Но если же воззрением очищены они,
Умелы и умны, и в мудрости чисты,
То в мудрости отсталых средь них не обнаружить,
Ведь схоже принимают воззрения они. (4)

И я не говорю, что правда это всё,
Как в парах говорят друг другу те глупцы.
Воззрения свои правдивыми считают,
И видят потому в сопернике глупца. (5)

"Всё правильно, всё верно", – так говорят одни,
Другие отвечают: "Всё лживо это, ложно".
Соперничая так, они вступают в споры.
Так почему аскеты друг с другом не согласны? (6)

Ведь истина одна – второй не существует.
Кто это понимает, дебатов не начнёт.
Они же утверждают об истинах различных,
Поэтому аскеты друг с другом не согласны». (7)

[Вопрошающий]:
«Зачем им утверждать об истинах различных,
Поборникам, которые считают, что умелы?
Взаправду – истин много и истины различны?
Иль логике своей лишь следуют они?» (8)

[Будда]:
«Нет истин, что различны, как нет и истин многих,
Помимо восприятий постоянного в сём мире.
Однако, изложив обоснование воззрений,
Они приходят к двойке "правда" или "ложь". (9)

Всё то, что ощущалось, и слышалось, и зрилось,
И правил [соблюдение], а также предписания –
Зависимый от этого презрение проявляет,
Суждение выражая, с сарказмом говорит:
"[Мой] оппонент глупец, [а также] неумелый". (10)

Хотя он и считает, что оппонент глупец,
Себя "умелым" видит на том же основании.
Себя "умелым" видя, по собственной же воле
Другого презирает, хоть так же говорит. (11)

Раздутый крайним взглядом, упившись самомнением,
И сам себя считая [всецело] совершенным,
Он умственно себя [тем самым] освятил,
Поскольку так он принял воззрение своё. (12)

И если ты никчёмный, по мнению оппонента,
То в мудрости никчёмен тогда и оппонент.
Но коль ты мастер знания и мудрый человек,
Тогда среди аскетов не будет и глупца2. (13)

Неполным кто иное учение считает,
Тот, значит, не сумел достичь и чистоты:
Так говорят по-своему приверженцы учений,
Ведь к собственным воззрениям привязаны они. (14)

Они же утверждают: "Лишь здесь есть чистота,
И очищения нет в учениях остальных".
Раздельно окопавшись, приверженцы учений
Отстаивают твёрдо свой собственный же путь. (15)

Отстаивая твёрдо свой собственный же путь,
Какого оппонента считал бы ты глупцом?
Вражду тогда сумел бы ты сам же сотворить,
Сказав, что оппонент характером нечист. (16)

Когда в своих суждениях ты сам себе мерило,
То в мире ты пускаешься в дальнейшие дебаты.
Но если ты оставил суждения любые,
То в этом самом мире вражды не создаёшь". (17)




1 SV: Дост. Бодхи, поясняя название сутты, пишет, что слово "вьюха" имеет следующее значение в палийском словаре: (1) Расставление или размещение войск в определённых позициях для парада или битвы, (2) груда, собрание. Возможно, в названии оно подразумевает размещение сил в битве между спорщиками, приверженцами различных воззрений.

2 Комментарий: Кто-либо, основываясь на суждении, с насмешкой говорит: "Оппонент глупец, неумелый". Если последний является никчёмным, по словам оппонента, поскольку он о нём говорит подобным образом, то оппонент сам схожим образом никчёмен в мудрости: он тоже никчёмен в мудрости по той же самой причине, ведь другой тоже называет его глупцом. Но если он сам является мастером знания и мудрым человеком, то в таком случае не будет глупца среди аскетов, ведь все они считают себя мудрыми людьми.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.