Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в Восточном
парке, во дворце Мигараматы1.
В то время, в Упосатху пятнадцатого дня, в ночь полнолуния, Благословенный
сидел на открытой местности в окружении Сангхи монахов. И тогда,
окинув взором абсолютно молчаливую Сангху монахов, он обратился
к ним так:
«Монахи,
если другие спрашивают вас: "В чём цель слушания тех учений,
которые благие, благородные, освобождающие, ведущие к просветлению?",
то вам следует ответить им так: "[Мы слушаем их] ради точного
знания вещей в порядке пар". И что можно назвать парой?
Четыре благородные истины
«Это – страдание, это – происхождение страдания» – таково первое
рассмотрение. «Это – прекращение страдания, это – путь, ведущий
к прекращению страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель,
далее добавил:
«Не понимает кто страдания,
Происхождения страдания;
Не знает, где [это] страдание
Всецело без остатка исчезает;
А также и не знает кто пути,
Ведёт что к ослаблению страдания: (1)
Такой лишён освобождения ума,
А также мудростью освобождения2.
Конец [страданию] не может положить,
Идёт он [далее] к рождению, старению. (2)
Но понимает кто страдание,
Происхождение страдания;
И знает, где [это] страдание
Всецело без остатка исчезает;
И тот, кто понимает также путь,
Ведёт что к ослаблению страдания: (3)
Тот наделён ума освобождением,
Освобождением мудростью к тому же.
Конец [страданию] способен положить,
И не идёт к рождению, старению. (4)
Обретение
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено обретением3»
– таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением
обретения нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель,
далее добавил:
«Страдания
в этом мире в различных своих формах
Появятся, имея в основе обретения.
Глупец – невежда, создающий обретение,
Который постоянно страдание встречает.
Коль это понимаешь, не делай обретений;
Страдания источник в них ты созерцай. (5)
Неведение
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено неведением» – таково
первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением
неведения нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель,
далее добавил:
«Кто странствовать в сансаре продолжает,
[Круговороте] смерти и рождения,
Со становлением таким или иным:
В неведении причина путешествия. (6)
Из-за неведения, большого заблуждения,
Скитаешься так долго до сих пор.
Но те, кто знания чистого достиг,
Назад к существованию не вернутся. (7)
Формирователи
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено формирователями» – таково
первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением
формирователей нет возникновения страдания» – таково второе
рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель,
далее добавил:
«Страдание какое б ни возникло,
Формирователи – источники его.
С формирователей исчезновением
Происхождения страданий больше нет. (8)
Когда опасность эту ты познал:
"Формирователи влияют на страдание",
За счёт успокоения всех оных
И с остановкой [всяких] восприятий
Уничтожение страдания происходит,
Когда познал ты всё, как оно есть. (9)
И видя правильно, имеющие знание,
Те мудрые, кто правильно познал,
Преодолели привязь, [созданную] Марой,
Назад к существованию не вернутся. (10)
Сознание
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено сознанием» – таково
первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением
сознания нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель,
далее добавил:
«Страдание какое б ни возникло,
Сознанием обусловлено оно.
И с [полным] прекращением сознания
Происхождения страданий больше нет. (11)
Когда опасность эту он познал:
"Страдание обусловлено сознанием",
За счёт успокоения сознания
Монах без жажды ниббаны [смог] достичь. (12)
Контакт
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено контактом» – таково
первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением
контакта нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель,
далее добавил:
«Тот, поражён контактом кто,
Течёт в существования потоке,
Вступил на отклонённый путь:
И он далёк от пут уничтожения. (13)
Но тот, кто, полностью поняв контакт,
Кто, это зная, наслаждается покоем,
Пробиться [смог] через контакт,
Без жажды, полностью угас. (14)
Чувство
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено чувством» – таково первое
рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением чувства
нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель,
далее добавил:
«Приятно иль болезненно,
А может, и нейтрально4 –
Всё то, что можно ощутить,
Снаружи иль внутри, (15)
Познав: "Оно – страдание,
Фальшиво, распадается",
Касаясь их, касаясь, и видя их распад,
[О чувствах] понимаешь, что таковы они.
[Когда] монах без жажды,
С уничтожением чувств он полностью угас. (16)
Жажда
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено жаждой» – таково первое
рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением жажды
нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель,
далее добавил:
«Коль жажда – твой напарник,
Скитаешься ты долго по этой круговерти,
Не можешь преступить ты эту круговерть,
В которой ты становишься таким или иным. (17)
Когда он смог понять подобную опасность,
Что жажда и является источником страданий,
Осознанным монах скитается пускай,
Без жажды, не имеющий цепляний. (18)
Цепляние
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено цеплянием» – таково
первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением
цепляния нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель,
далее добавил:
«Существование обусловлено цеплянием.
Страдание переносит существо.
Родившийся лишь смерти ожидает.
И в этом и страдания источник. (19)
Поэтому, всё правильно поняв,
Распад рождения зная напрямую,
С уничтожением цепляния мудрец
К существованию назад не возвратится. (20)
Побуждение
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено побуждением5»
– таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением
побуждения нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель,
далее добавил:
«Какое бы страдание ни возникло,
Причиной же являлось побуждение.
Когда же побуждение прекратилось,
То нет происхождения страданий. (21)
Познав опасность эту [в побуждении]:
"От побуждения страдание зависит",
Оставив побуждение любое,
Освободишься ты в не-побуждении. (22)
Монах же с успокоенным умом
К существованию жажду перерезал,
Закончил по рождениям скитаться –
Не будет для него перерождения. (23)
Питание
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено питанием6»
– таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением
питания нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель,
далее добавил:
«Какое бы страдание ни возникло,
Питанием обусловлено оно.
С питания [полнейшим] прекращением
Отсутствует страданий появление. (24)
[В питании] познав опасность эту:
"Страдание обусловлено питанием",
Поняв всецело всякое питание,
К питанию не будешь ты привязан. (25)
Здоровья
состояние7 правильно поняв,
С уничтожением полным [всех] наплывов8,
С осмысленным использованием9,
стойкий [в этой] Дхамме,
Владыка знания обозначен быть не может10.
(26)
Волнение
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы
страдание ни возникало, оно обусловлено волнением11»
– таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением
волнения нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель,
далее добавил:
«Какое бы страдание ни возникло,
Волнением обусловлено оно.
И с полным прекращением волнения
Отсутствует страданий появление. (27)
[В волнении] познав опасность эту:
"Страдание обусловлено волнением",
Порывы12 таким образом оставив,
Формирователи остановив,
Порыва и цепляния не имея,
Скитается осознанным монах. (28)
Зависимость
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Для того,
кто зависим, имеет место трепетание13»
– таково первое рассмотрение. «Для того, кто не зависим, нет
трепетания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель,
далее добавил:
«Кто независим, тот и не трепещет,
А кто зависим и цепляется [к вещам],
Сансару не способен преступить,
Со становлением таким или иным. (29)
Когда опасность эту осознал он:
"В зависимостях кроется угроза",
Монах, что независим, без цепляния,
Осознанным скитается пускай. (30)
Форма и бесформенность
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Бесформенные
состояния куда более умиротворённы, чем состояния с формой»
– таково первое рассмотрение. «Прекращение куда более умиротворённо,
чем бесформенные состояния14»
– таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель,
далее добавил:
«Те существа, стремятся кои к форме,
И те, которые в бесформенном живут,
Не понимают прекращения [всех формаций],
И возвращаются опять к существованию. (31)
Но те, кто формы полностью постиг,
В бесформенном себя не утверждая,
[Смогли] освободиться в прекращении:
Покинули такие люди смерть. (32)
Истина и ложь
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «В этом мире,
монахи, с его дэвами, Марой, Брахмой, среди этого поколения
с его жрецами и отшельниками, богами и людьми, то, что считается
таковым: «Это – истина», Благородные хорошо увидели это правильной
мудростью так: «Это – ложь» – таково первое рассмотрение. «В
этом мире… считается таковым: «Это – ложь», Благородные хорошо
увидели это правильной мудростью так: «Это – истина» – таково
второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель,
далее добавил:
«Узри же мир с его богами,
Что измышляет "я" в "не-я".
На имя-форму оперевшись,
Все измышляют: "Это так". (33)
Но как они б ни измышляли,
Иначе обернётся всё.
Воистину, вот ложность [мира]
И преходящего обман. (34)
Ниббана ложной не бывает,
В ней знает правду благородный.
Пробившись к [этой самой] правде,
Он, безжеланный, полностью угас. (35)
Счастье и страдание
Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное
рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует
ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «В этом мире,
монахи, с его дэвами, Марой, Брахмой, среди этого поколения
с его жрецами и отшельниками, богами и людьми, то, что считается
таковым: «Это – счастье», Благородные хорошо увидели это правильной
мудростью так: «Это – страдание» – таково первое рассмотрение.
"В этом мире… считается таковым: «Это – страдание», Благородные
хорошо увидели это правильной мудростью так: «Это – счастье»
– таково второе рассмотрение.
Когда монах
пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный,
решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух
плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо,
если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было
сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель,
далее добавил:
«Формы и звуки, запахи и вкусы,
Касания объекты и феномены ума –
Желанны, восхитительны, приятны,
Покуда говорят: "Вот ведь они". (36)
Все вещи эти называют счастьем
В мире [людей, а также и] божеств,
Как только прекращаются они,
То это называется страданием. (37)
Но тот, кто благороден, видит счастье
В исчезновении личности [самой].
[Воззрение] это тех, кто ясно видит,
Идёт вразрез, [перечит] всему миру. (38)
И кто о чём-то говорит, что это счастье,
В том благородный видит лишь страдание.
А то, что ему видится страданием,
То благородный знает как блаженство.
Смотри, как трудно Дхамму осознать –
Ведь здесь глупцы все сбиты с толку. (39)
Невразумительна для тех, чей ум закрыт,
Сплошная тьма, коль видеть не способен.
Но для людей хороших очевидна,
Она как будто свет для тех, кто зрит.
Тупицы, не обученные в Дхамме,
Понять не могут, даже стоя перед ней. (40)
Непросто эту Дхамму осознать
Тем, поражён кто жаждой к бытию,
Несёт кого поток существования, –
Увяз он в царстве Мары глубоко. (41)
Так кто ж ещё помимо благородных
Понять способен это состояние?
И если правильно они его познали,
То незапятнанными полностью угасли»15.
(42)
Так сказал Благословенный. Довольные, монахи возрадовались словам
Благословенного. И по мере того как произносилось это наставление,
умы шестидесяти монахов освободились от притоков [умственных
загрязнений] посредством не-цепляния.
|