Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Дваятанупассана-сутта: Рассмотрение пар
Снп 3.12

 
редакция текста: 10.11.2024
Перевод с английского: SV

источник:
Suttanipata by Bhikkhu Bodhi, 2017

Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в Восточном парке, во дворце Мигараматы1. В то время, в Упосатху пятнадцатого дня, в ночь полнолуния, Благословенный сидел на открытой местности в окружении Сангхи монахов. И тогда, окинув взором абсолютно молчаливую Сангху монахов, он обратился к ним так:
«Монахи, если другие спрашивают вас: "В чём цель слушания тех учений, которые благие, благородные, освобождающие, ведущие к просветлению?", то вам следует ответить им так: "[Мы слушаем их] ради точного знания вещей в порядке пар". И что можно назвать парой?

Четыре благородные истины

«Это – страдание, это – происхождение страдания» – таково первое рассмотрение. «Это – прекращение страдания, это – путь, ведущий к прекращению страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель, далее добавил:

«Не понимает кто страдания,
Происхождения страдания;
Не знает, где [это] страдание
Всецело без остатка исчезает;
А также и не знает кто пути,
Ведёт что к ослаблению страдания: (1)

Такой лишён освобождения ума,
А также мудростью освобождения2.
Конец [страданию] не может положить,
Идёт он [далее] к рождению, старению. (2)

Но понимает кто страдание,
Происхождение страдания;
И знает, где [это] страдание
Всецело без остатка исчезает;
И тот, кто понимает также путь,
Ведёт что к ослаблению страдания: (3)

Тот наделён ума освобождением,
Освобождением мудростью к тому же.
Конец [страданию] способен положить,
И не идёт к рождению, старению. (4)

Обретение

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено обретением3» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением обретения нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель, далее добавил:

«
Страдания в этом мире в различных своих формах
Появятся, имея в основе обретения.
Глупец – невежда, создающий обретение,
Который постоянно страдание встречает.
Коль это понимаешь, не делай обретений;
Страдания источник в них ты созерцай. (5)

Неведение

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено неведением» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением неведения нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель, далее добавил:

«Кто странствовать в сансаре продолжает,
[Круговороте] смерти и рождения,
Со становлением таким или иным:
В неведении причина путешествия. (6)

Из-за неведения, большого заблуждения,
Скитаешься так долго до сих пор.
Но те, кто знания чистого достиг,
Назад к существованию не вернутся. (7)

Формирователи

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено формирователями» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением формирователей нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель, далее добавил:

«Страдание какое б ни возникло,
Формирователи – источники его.
С формирователей исчезновением
Происхождения страданий больше нет. (8)

Когда опасность эту ты познал:
"Формирователи влияют на страдание",
За счёт успокоения всех оных
И с остановкой [всяких] восприятий
Уничтожение страдания происходит,
Когда познал ты всё, как оно есть. (9)

И видя правильно, имеющие знание,
Те мудрые, кто правильно познал,
Преодолели привязь, [созданную] Марой,
Назад к существованию не вернутся. (10)

Сознание

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено сознанием» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением сознания нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель, далее добавил:

«Страдание какое б ни возникло,
Сознанием обусловлено оно.
И с [полным] прекращением сознания
Происхождения страданий больше нет. (11)

Когда опасность эту он познал:
"Страдание обусловлено сознанием",
За счёт успокоения сознания
Монах без жажды ниббаны [смог] достичь. (12)

Контакт


Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено контактом» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением контакта нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель, далее добавил:

«Тот, поражён контактом кто,
Течёт в существования потоке,
Вступил на отклонённый путь:
И он далёк от пут уничтожения. (13)

Но тот, кто, полностью поняв контакт,
Кто, это зная, наслаждается покоем,
Пробиться [смог] через контакт,
Без жажды, полностью угас. (14)

Чувство

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено чувством» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением чувства нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель, далее добавил:

«Приятно иль болезненно,
А может, и нейтрально4
Всё то, что можно ощутить,
Снаружи иль внутри, (15)

Познав: "Оно – страдание,
Фальшиво, распадается",
Касаясь их, касаясь, и видя их распад,
[О чувствах] понимаешь, что таковы они.
[Когда] монах без жажды,
С уничтожением чувств он полностью угас. (16)

Жажда

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено жаждой» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением жажды нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель, далее добавил:

«Коль жажда – твой напарник,
Скитаешься ты долго по этой круговерти,
Не можешь преступить ты эту круговерть,
В которой ты становишься таким или иным. (17)

Когда он смог понять подобную опасность,
Что жажда и является источником страданий,
Осознанным монах скитается пускай,
Без жажды, не имеющий цепляний. (18)

Цепляние

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено цеплянием» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением цепляния нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель, далее добавил:

«Существование обусловлено цеплянием.
Страдание переносит существо.
Родившийся лишь смерти ожидает.
И в этом и страдания источник. (19)

Поэтому, всё правильно поняв,
Распад рождения зная напрямую,
С уничтожением цепляния мудрец
К существованию назад не возвратится. (20)

Побуждение

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено побуждением5» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением побуждения нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель, далее добавил:

«Какое бы страдание ни возникло,
Причиной же являлось побуждение.
Когда же побуждение прекратилось,
То нет происхождения страданий. (21)

Познав опасность эту [в побуждении]:
"От побуждения страдание зависит",
Оставив побуждение любое,
Освободишься ты в не-побуждении. (22)

Монах же с успокоенным умом
К существованию жажду перерезал,
Закончил по рождениям скитаться –
Не будет для него перерождения. (23)

Питание

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено питанием6» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением питания нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель, далее добавил:

«Какое бы страдание ни возникло,
Питанием обусловлено оно.
С питания [полнейшим] прекращением
Отсутствует страданий появление. (24)

[В питании] познав опасность эту:
"Страдание обусловлено питанием",
Поняв всецело всякое питание,
К питанию не будешь ты привязан. (25)

Здоровья состояние7 правильно поняв,
С уничтожением полным [всех] наплывов8,
С осмысленным использованием9, стойкий [в этой] Дхамме,
Владыка знания обозначен быть не может10. (26)

Волнение

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено волнением11» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением волнения нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель, далее добавил:

«Какое бы страдание ни возникло,
Волнением обусловлено оно.
И с полным прекращением волнения
Отсутствует страданий появление. (27)

[В волнении] познав опасность эту:
"Страдание обусловлено волнением",
Порывы12 таким образом оставив,
Формирователи остановив,
Порыва и цепляния не имея,
Скитается осознанным монах. (28)

Зависимость

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Для того, кто зависим, имеет место трепетание13» – таково первое рассмотрение. «Для того, кто не зависим, нет трепетания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель, далее добавил:

«Кто независим, тот и не трепещет,
А кто зависим и цепляется [к вещам],
Сансару не способен преступить,
Со становлением таким или иным. (29)

Когда опасность эту осознал он:
"В зависимостях кроется угроза",
Монах, что независим, без цепляния,
Осознанным скитается пускай. (30)

Форма и бесформенность

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Бесформенные состояния куда более умиротворённы, чем состояния с формой» – таково первое рассмотрение. «Прекращение куда более умиротворённо, чем бесформенные состояния14» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель, далее добавил:

«Те существа, стремятся кои к форме,
И те, которые в бесформенном живут,
Не понимают прекращения [всех формаций],
И возвращаются опять к существованию. (31)

Но те, кто формы полностью постиг,
В бесформенном себя не утверждая,
[Смогли] освободиться в прекращении:
Покинули такие люди смерть. (32)

Истина и ложь

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «В этом мире, монахи, с его дэвами, Марой, Брахмой, среди этого поколения с его жрецами и отшельниками, богами и людьми, то, что считается таковым: «Это – истина», Благородные хорошо увидели это правильной мудростью так: «Это – ложь» – таково первое рассмотрение. «В этом мире… считается таковым: «Это – ложь», Благородные хорошо увидели это правильной мудростью так: «Это – истина» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель, далее добавил:

«Узри же мир с его богами,
Что измышляет "я" в "не-я".
На имя-форму оперевшись,
Все измышляют: "Это так". (33)

Но как они б ни измышляли,
Иначе обернётся всё.
Воистину, вот ложность [мира]
И преходящего обман. (34)

Ниббана ложной не бывает,
В ней знает правду благородный.
Пробившись к [этой самой] правде,
Он, безжеланный, полностью угас. (35)

Счастье и страдание

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «В этом мире, монахи, с его дэвами, Марой, Брахмой, среди этого поколения с его жрецами и отшельниками, богами и людьми, то, что считается таковым: «Это – счастье», Благородные хорошо увидели это правильной мудростью так: «Это – страдание» – таково первое рассмотрение. "В этом мире… считается таковым: «Это – страдание», Благородные хорошо увидели это правильной мудростью так: «Это – счастье» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливейший, Учитель, далее добавил:

«Формы и звуки, запахи и вкусы,
Касания объекты и феномены ума –
Желанны, восхитительны, приятны,
Покуда говорят: "Вот ведь они". (36)

Все вещи эти называют счастьем
В мире [людей, а также и] божеств,
Как только прекращаются они,
То это называется страданием. (37)

Но тот, кто благороден, видит счастье
В исчезновении личности [самой].
[Воззрение] это тех, кто ясно видит,
Идёт вразрез, [перечит] всему миру. (38)

И кто о чём-то говорит, что это счастье,
В том благородный видит лишь страдание.
А то, что ему видится страданием,
То благородный знает как блаженство.
Смотри, как трудно Дхамму осознать –
Ведь здесь глупцы все сбиты с толку. (39)

Невразумительна для тех, чей ум закрыт,
Сплошная тьма, коль видеть не способен.
Но для людей хороших очевидна,
Она как будто свет для тех, кто зрит.
Тупицы, не обученные в Дхамме,
Понять не могут, даже стоя перед ней. (40)

Непросто эту Дхамму осознать
Тем, поражён кто жаждой к бытию,
Несёт кого поток существования, –
Увяз он в царстве Мары глубоко. (41)

Так кто ж ещё помимо благородных
Понять способен это состояние?
И если правильно они его познали,
То незапятнанными полностью угасли»15. (42)

Так сказал Благословенный. Довольные, монахи возрадовались словам Благословенного. И по мере того как произносилось это наставление, умы шестидесяти монахов освободились от притоков [умственных загрязнений] посредством не-цепляния.



1 SV: См. пояснение к сутте от Дост. Бодхи.

2 SV: Комментарий поясняет, что освобождение ума – это плод не-возвращения, обретаемый при уничтожении жажды, в частности, чувственной жажды, а освобождение мудростью – это плод арахантства, обретаемый при уничтожении неведения во всех проявлениях. Правота Комментария подтверждается суттой АН 2.31.

3 Комментарий: Камма, связанная с загрязнениями [ума], обозначается здесь [словом] обретение.

4 SV: Это ни-приятное-ни-болезненное чувство.

5 SV: Комментарий трактует "побуждение" (арамбха) как усердие, связанное с каммой. По заметке Дост. Бодхи, словосочетание "зарождение усердия" (вириярамбха) обычно используется для описания того, кто совершает правильное усилие в буддийской практике. Однако здесь, очевидно, оно используется в негативном ключе, подразумевая инициирование действий под влиянием жажды, злобы, заблуждения.

6 SV: Ахара. Здесь может идти речь о питании невежества, рассмотренном в АН 10.61 или же о четырёх видах питания для поддержания существ, описанных в СН 12.11 и некоторых иных суттах. Комментарий к данной сутте придерживается второй позиции и кроме того, даёт подробное разъяснение, отсутствующее не только в текстах сутт, но и, по заметке Дост. Бодхи, даже в каких-либо других Комментариях.

Комментарий: "Существа четырёхчастны: те, кто стремится к форме; те, кто стремится к чувству; те, кто стремится к восприятию, и те, кто стремится к формирователям. Существа одиннадцати уровней Мира чувственных желаний (камалока) – это "те, кто стремится к формам", поскольку они используют съедобную пищу в качестве питания. Существа Мира Форм (рупалока), кроме невоспринимающих существ (асання-сатта), это "те, кто стремится к чувству", поскольку они используют в качестве питания контакт. Существа трёх нижних уровней Мира Без Форм (арупа-лока), это "те, кто стремится к восприятию", поскольку используют в качестве питания формирователь, порождённый восприятием. Существа на вершине существования, это "те, кто стремится к формирователям", поскольку используют в качестве питания сознание, порождённое формирователями".

7 Комментарий: Состояние здоровья, то есть [имеется в виду] ниббана.

8 SV: Асава. Умственные загрязнения.

9 SV: Комментарий поясняет, что речь идёт о четырёх монашеских необходимостях, осмысленное использование которых иногда описывается в суттах однотипной формулировкой. Например, см. пункт "Использование" в МН 2.

10 SV: Комментарий кратко поясняет, что он не может быть обозначен как "человек", "божество", т.д. Согласно другим комментаторским объяснениям, он не может быть обозначен в рамках этих категорий, так как не имеет жажды к подобным видам существования и находится как бы над ними (или вне их).

11 Комментарий: Обусловлено волнением, которое лежит в основе накопления каммы; [волнение] любого вида среди волнений: из-за жажды, самомнения, воззрений, каммы, [умственных] загрязнений.

12 SV: Под "порывом" Комментарий понимает жажду.

13 Комментарий: У того, кто зависит от совокупностей через жажду, воззрения, самомнение, имеется трепетание от страха, такое же как у дэвов в сутте о Льве. (см. АН 4.33)

14 Комментарий: Состояния с формой: уровни существования Мира Форм или соответствующие Миру Форм медитативные достижения (джханы). Бесформенные состояния: уровни существования Бесформенного Мира или бесформенные медитативные достижения. Прекращение [это] ниббана.

15 SV: Последние строфы (36-42) также содержатся в СН 35.136. Здесь я использую вариант перевода из той сутты.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.