[Вопрошающий]:
«Я спрашиваю мудреца, того, кто мудростью богат1,
Кто пересёк, ушёл за грань, достиг ниббаны, внутренне устойчив:
Домашнюю оставив жизнь, отбросив наслажденья чувств,
Как может сей монах по миру правильно скитаться?» (1)
[Будда]:
«Когда в себе искоренил [заботу] о предвестиях,
Благословениях и снах, знамениях счастливых,
Когда оставил он изъяны [всех] благословений2,
Он правильно скитался бы по миру. (2)
Монах оставить
должен всю страсть к усладам чувств,
К [тем] удовольствиям людским, [а также] и к небесным;
Преодолев существование, Дхамму осознав,
Он правильно скитался бы по миру. (3)
Оставив
позади слова, что распри создают,
Монах отринуть должен прижимистость и злость;
Когда [монах] отбросил влечение, отвращение,
Он правильно скитался бы по миру. (4)
Приятное,
противное оставив позади,
Цепляния не имея, зависимостей разных,
Когда освободился от всякого, что держит3,
Он правильно скитался бы по миру. (5)
Он
не находит сердцевины в обретениях4,
Ведь к подбираемым вещам5 отбросил
страсть;
И независимый, другими не ведомый,
Он правильно скитался бы по миру. (6)
В речах,
уме, в поступках не враждебен,
Поскольку Дхамму правильно он понял,
К ниббаны состоянию устремляясь,
Он правильно скитался бы по миру. (7)
Монах
не должен радоваться мысли
"[Как хорошо], меня он уважает",
И даже если [кем-то] оскорблён,
Питать негодования не должен.
Не должен и едой быть опьянённым,
Которую добыл он у других6:
Он правильно скитался бы по миру. (8)
Отбросив
жадность и существование,
Монах пленений и ранений сторонится7,
Преодолел неясность, дротиков лишённый8:
Он правильно скитался бы по миру. (9)
И осознав,
что для себя уместно,
Монах другому в мире не вредит.
Когда он понял Дхамму так, как есть,
Он правильно скитался бы по миру. (10)
И
скрытых склонностей он всяческих лишён,
Он выкорчевал неблагие корни9,
Он безжеланный, не имеет ожиданий:
Он правильно скитался бы по миру. (11)
Наплывы
уничтожил10, самомнение оставил,
Дорогу страсти всю преодолел –
Угасший, укрощённый, внутренне устойчив:
Он правильно скитался бы по миру. (12)
Учёный,
верой наделённый,
Он видит [пред собою] твёрдый курс11,
Мудрец, который средь адептов12
Не занимает чьей-то стороны.
Оставив жажду, злобу, отвращение,
Он правильно скитался бы по миру. (13)
Чистейший
победитель с убранным покровом13,
Вещей он мастер, без порывов, вышедший за грань14,
Со знанием прекращения обусловленных явлений15:
Он правильно скитался бы по миру. (14)
Преодолев
конструкт ума
О том что было, том, что будет16;
Преодолев и ясно зная чистоту,
От сфер всех чувств освобождённый17,
Он правильно скитался бы по миру. (15)
Постигнув
Дхамму, состояние познав18,
Увидев ясно оставление наплывов,
С уничтожением полным обретений19,
Он правильно скитался бы по миру». (16)
[Вопрошающий]:
«Благословенный, вне сомнений, это верно:
Кто так живёт – монах тот укрощённый,
Преодолел он всякое, что держит:
Он правильно скитался бы по миру». (17)
|