Так
я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи, в роще Джеты,
в монастыре Анатхапиндики. И тогда, когда наступила глубокая ночь,
некое божество поразительной красоты, осветив всю рощу Джеты,
подошло к благословенному и, поклонившись ему, встало рядом, а
затем обратилось к Благословенному в стихах:
[Дэвата]:
Хотим Готаме мы задать вопрос
О человеке, [пребывающем] в падении.
Благословенного пришли спросить мы:
В чём состоит падения причина? (1)
[Будда]:
Того, преуспевает кто, узнать легко,
[Как и] легко узнать того, кто ниспадает.
Кто любит Дхамму – тот преуспевает.
Кто ненавидит Дхамму – падает тот вниз. (2)
[Дэвата]:
Вот как мы понимаем это:
Сие – падения [лишь] первый [только] случай.
Благословенный, но второй каков же?
В чём состоит падения причина? (3)
[Будда]:
Милы ему плохие люди,
Хороших милыми не видит.
Плохих учения одобряет:
Вот где падения причина. (4)
[Дэвата]:
Вот как мы понимаем это:
Второй падения это случай.
Благословенный, в чём же третий?
В чём состоит падения причина? (5)
[Будда]:
Коль апатичен человек и стаден;
Усилий он не прилагает,
Ленивый, проявляет злобу:
Вот где падения [его] причина. (6)
[Дэвата]:
Вот как мы понимаем это:
Падения это третий случай.
Благословенный, в чём четвёртый?
В чём состоит падения причина? (7)
[Будда]:
Коль не поддерживает он, хотя на то способен,
Собственного отца иль собственную мать,
Когда состарились они, и молодость ушла –
Вот где падения [его] причина. (8)
[Дэвата]:
Вот как мы понимаем это:
Падения это четвёртый случай.
Благословенный, в чём же пятый?
В чём состоит падения причина? (9)
[Будда]:
Коль вводишь ложью в заблуждение
Брахмана или же аскета,
Или монаха нищего какого –
Вот где падения [твоя] причина. (10)
[Дэвата]:
Вот как мы понимаем это:
Падения пятый это случай.
Благословенный, в чём шестой же?
В чём состоит падения причина? (11)
[Будда]:
Когда богатств у человека много,
[Он] обеспечен слитками и пищей,
И лакомства съедает в одиночку:
Вот где падения [его] причина. (12)
[Дэвата]:
Вот как мы понимаем это:
Падения шестой то случай.
Благословенный, в чём седьмой же?
В чём состоит падения причина? (13)
[Будда]:
Гордится статусом общественным своим,
Гордится и богатством он и кланом.
И с высока он смотрит на родню:
Вот где падения [его] причина. (14)
[Дэвата]:
Вот как мы понимаем это:
Падения седьмой то случай.
Благословенный, в чём восьмой же?
В чём состоит падения причина? (15)
[Будда]:
Охоч до женщин, любит он спиртное,
И без азартных игр жить не может,
И растранжиривает всё, что заработал:
Вот где падения [его] причина. (16)
[Дэвата]:
Вот как мы понимаем это:
Падения восьмой то случай.
Благословенный, но каков девятый?
В чём состоит падения причина? (17)
[Будда]:
Он не довольствуется жёнами своими,
И видят его вместе с проституткой,
А также средь чужих, замужних женщин:
Вот где падения [его] причина. (18)
[Дэвата]:
Вот как мы понимаем это:
Падения девятый это случай.
Благословенный, но каков десятый?
В чём состоит падения причина? (19)
[Будда]:
Когда мужчина, что уже не молод,
Жену берёт с грудями как тимбару1
И из-за ревности [потом] уснуть не может:
Вот где падения [его] причина. (20)
[Дэвата]:
Вот как мы понимаем это:
Падения десятый это случай.
Благословенный, но одиннадцатый есть ли?
В чём состоит падения причина? (21)
[Будда]:
Коль ставишь ты [своим] авторитетом
Распущенную женщину, транжирку,
Или мужчину схожей же натуры:
Вот где падения [твоя] причина. (22)
[Дэвата]:
Вот как мы понимаем это:
Это падения одиннадцатый случай.
Благословенный, о двенадцатом поведай,
В чём состоит падения причина? (23)
[Будда]:
С богатством малым, с жаждой сильной
Рождается в семьей кхаттийской он,
И устремляется к заполучению власти:
Вот где падения [его] причина. (24)
И изучив
[двенадцать] случаев этих
Падения в [этом самом] мире,
Человек мудрый, благородный,
Такой, кто проницательность имеет,
В мир перейдёт [потом] в благоприятный. (25)
|