Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты,
в парке Анатхапиндики. И тогда, глубокой ночью, некое божество
прекрасной наружности, освещая всю рощу Джеты, подошло к Благословенному.
Подойдя, оно поклонилось Благословенному, встало рядом, а затем
обратилось к Благословенному в стихах:
[Божество]:
Задать Готаме собираемся вопрос
О человеке, [пребывающем] в падении.
Пришли Благословенного спросить:
В чём состоит падения причина? (1)
[Будда]:
Того, преуспевает кто, узнать легко;
Легко узнать того, кто ниспадает.
Кто любит Дхамму – тот преуспевает.
Кто Дхамму ненавидит – катится тот вниз. (2)
[Божество]:
Мы это вот как [сами] понимаем:
Таков падения [лишь только] первый случай.
Благословенный, но каков второй же?
В чём состоит падения причина? (3)
[Будда]:
Милы ему [одни] плохие люди,
[Людей] хороших милыми не видит.
Плохих [людей] учения одобряет:
Падения причина [его] – в этом. (4)
[Божество]:
Мы это вот как [сами] понимаем:
Таков падения второй [лишь только] случай.
Благословенный, в чём же [случай] третий?
В чём состоит падения причина? (5)
[Будда]:
Коль апатичный человек и стадный,
Когда усилий он не прилагает,
Ленивый он и проявляет злобу:
Падения причина [его] – в этом. (6)
[Божество]:
Мы это вот как [сами] понимаем:
Таков падения [лишь только] третий случай.
Благословенный, [случай] в чём четвёртый?
В чём состоит падения причина? (7)
[Будда]:
ККоль не поддерживает он, хотя способен,
Свою [родную] мать или отца,
Когда состарились, а молодость минула –
Падения причина [его] – в этом. (8)
[Божество]:
Мы это вот как [сами] понимаем:
Таков падения четвёртый [только] случай.
Благословенный, в чём же [случай] пятый?
В чём состоит падения причина? (9)
[Будда]:
Когда обманывает лживыми речами
Жреца какого или же аскета,
А может, и иного попрошайку –
Падения причина [его] – в этом. (10)
[Божество]:
Мы это вот как [сами] понимаем:
Таков падения [лишь только] пятый случай.
Благословенный, [случай] в чём шестой?
В чём состоит падения причина? (11)
[Будда]:
Когда богатство есть у человека,
[Он] обеспечен слитками и пищей,
А лакомства съедает в одиночку:
Падения причина [его] – в этом. (12)
[Божество]:
Мы это вот как [сами] понимаем:
Таков падения шестой [лишь только] случай.
Благословенный, [случай] в чём седьмой же?
В чём состоит падения причина? (13)
[Будда]:
Гордится статусом общественным своим,
Гордится и богатством он, и кланом,
И с высока он смотрит на родню:
Падения причина [его] – в этом. (14)
[Божество]:
Мы это вот как [сами] понимаем:
Таков падения седьмой [лишь только] случай.
Благословенный, [случай] в чём восьмой?
В чём состоит падения причина? (15)
[Будда]:
Охоч до женщин, любит он хмельное,
И без азартных игр жить не может,
И растранжиривает всё, что заработал:
Падения причина [его] – в этом. (16)
[Божество]:
Мы это вот как [сами] понимаем:
Таков падения восьмой [лишь только] случай.
Благословенный, [случай] в чём девятый?
В чём состоит падения причина? (17)
[Будда]:
Он не довольствуется жёнами своими,
И видят его вместе с проституткой,
А также средь чужих, замужних женщин:
Падения причина [его] – в этом. (18)
[Божество]:
Мы это вот как [сами] понимаем:
Таков падения девятый [только] случай.
Благословенный, [случай] в чём десятый?
В чём состоит падения причина? (19)
[Будда]:
Когда мужчина, что уже не молод,
Жену берёт с грудями как тимбару,1
И из-за ревности [потом] уснуть не может:
Падения причина [его] – в этом. (20)
[Божество]:
Мы это вот как [сами] понимаем:
Таков падения десятый [только] случай.
Благословенный, есть одиннадцатый [случай]?
В чём состоит падения причина? (21)
[Будда]:
Когда [своею] властью наделил
Распущенную женщину, транжирку,
Или мужчину схожей же натуры:
Падения причина [его] – в этом. (22)
[Божество]:
Мы это вот как [сами] понимаем:
Таков падения одиннадцатый случай.
Благословенный, о двенадцатом поведай,
В чём состоит падения причина? (23)
[Будда]:
Богатства мало у него, сильно желание
Рождённого в семействе [варны] кхаттиев.
Он устремляется к заполучению власти:
Падения причина [его] – в этом. (24)
И изучив
[двенадцать] случаев этих
Падения в мире, мудрый человек,
Который благородный и всё видит,
В мир перейдёт [потом] в благоприятный. (25)
|