Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Чунда-сутта: Чунда
Снп 1.5

 
редакция текста: 11.10.2024
Перевод с английского: SV
источник:
Suttanipata by Bhikkhu Bodhi, 2017

унда]:
Я спрашиваю мудреца, того, кто мудростью богат:
О Будда, Дхаммы господин, избавленный от жажды,
Среди двуногих высший1 и лучший укротитель,
Прошу, скажи мне вот что: аскетов в мире сколько? (1)

[Будда]:
Отшельников – четыре вида, пятого [здесь] нет.
Тобой поскольку спрошен, тебе их разъясню:
Пути [есть] победитель, учитель [есть] пути,
Живущий на пути [есть] и осквернитель [есть]. (2)

[Чунда]:
О ком же будды скажут: "Пути он победитель"?
Как тот, кто бесподобен, показывает путь?
Коль спрошен, расскажи: кто на пути живёт?
И кто же осквернитель? [Прошу], мне объясни. (3)

[Будда]:
Сомнения преодолел, без дротиков внутри2,
Без жажды всяческой доволен он ниббаной;
Для мира с божествами он [лучший] проводник:
По слову будд он победитель, беспристрастный. (4)

Кто высочайшим высочайшее познал
И Дхамму здесь он разбирает, объясняет,
Мудрец, отрезавший сомнение, без порыва3
Пути учителем зовут сего монаха. (5)

С тропинкой Дхаммы, что изложена прекрасно,
Живущий на пути, осознанный, с контролем,
Кто поступает с безупречным поведением4
Монах такой зовётся "живущим на пути". (6)

Дисциплинированных взявши одеяние5,
Он низок, дерзок, разрушитель он семей6,
[Он] лицемерен, бесконтролен, [он] мякина7,
Живёт ханжой и осквернитель он пути. (7)

Когда домохозяин, благородный ученик,
Наученный и мудрый постиг все [эти типы],
Поскольку понимает: "Не все они как он"8,
Не оставляет веры, когда он видит так.
Ведь как равнять их можно: нечистого, порочного
С тем, чист кто, непорочен?9 (8)



1 SV: Комментарий поясняет, что Будда наивысший не только среди двухногих, но и среди вообще всех существ сансары. Двуногие упоминаются по той причине, что они – наивысшие среди остальных, ведь только среди них появляются такие совершенные существа как паччека-будды, цари-миродержцы, лучшие ученики Будды т.д.

2 SV: Комментарий ссылается на объяснение, уже сделанное им в Снп 1.1 (см. там примечание №14).

3 SV: Комментарий объясняет, что под "порывом" (еджа) понимается жажда. Он не имеет жажды, поэтому сказано "без порыва" (анеджа).

4 SV: Комментарий объясняет, что "с контролем" означает, что он контролируется благим поведением; тогда как под "безупречными видами поведения" подразумеваются 37 факторов просветления: благородный восьмеричный путь, пять сил, четыре типа старания, четыре основы осознанности и т.д.

5 Комментарий: "Значение таково: приняв форму, притворившись, нося отличительный признак (одеяние). "Дисциплинированных" – [т.е.] будд, паччека-будд, и учеников; поскольку их соблюдения [нравственных предписаний] благие, они зовутся "дисциплинированными".

6 Комментарий: "Поскольку он разлагает веру, возникшую в людях из четырёх типов семей: кхаттиев и так далее".

7 Комментарий: "Поскольку он похож на мякину. Как мякина, которая из-за отсутствия внутреннего зерна, кажется немолотым рисом из-за внешней шелухи, так и некий человек, из-за отсутствия внутреннего содержания – такого как превосходные качества благого поведения и так далее – кажется аскетом за счёт принятия личины аскета, нося "одеяние дисциплинированных". Так, он зовётся мякиной, потому что похож на мякину".

8 SV: Речь идёт о сравнении плохого, порочного монаха с чистыми и непорочными.

9 См. пояснение Дост. Бхиккху Бодхи к этой сутте.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.