В
Саваттхи. Там Благословенный обратился к монахам так: «Монахи!»
«Уважаемый»,
– отвечали те монахи. Благословенный сказал так:
«Монахи,
когда речь обладает четырьмя факторами, она хорошо произнесена,
а не плохо произнесена, она безупречна, не порицается мудрыми.
Какими четырьмя?
Вот, монахи, монах говорит то, что хорошо произнесено, а не
плохо произнесено. Он говорит только по Дхамме, а не по тому,
что не является Дхаммой. Он говорит только благозвучное, а не
неблагозвучное. Он говорит только истинное, а не ложное. Когда
речь наделена этими четырьмя факторами, она хорошо произнесена,
а не плохо произнесена, она безупречна, не порицается мудрыми».
Так сказал
Благословенный. И сказав так, Счастливейший, Учитель, далее
добавил:
«Всё сказанное хорошо является первейшим, —
Благие [люди все так] говорят.
И во-вторых, ты Дхамму, не Адхамму говори.
И в-третьих, говори, чтоб было благозвучно,
Не благозвучное [же не произноси];
В-четвёртых, лжи не говори, произноси лишь правду».
И тогда достопочтенный Вангиса поднялся со своего сиденья, закинул
внешнее одеяние за плечо и, подняв сложенные ладони в почтительном
приветствии Благословенного, сказал ему: «Вдохновение снизошло
на меня, Благословенный! Вдохновение снизошло на меня, Счастливейший!»
Благословенный
сказал: «В таком случае, вырази своё вдохновение, Вангиса».
И тогда достопочтенный Вангиса уместными строфами произнёс восхваление,
[обращаясь] напрямую к Благословенному:
«Произноси лишь только речь такую,
Которой не поранишь ты себя,
Другим вреда не причинишь ей также:
И сказана прекрасно речь такая.
Произноси приятную лишь речь,
Такую речь, которой только рады.
Когда она не принесёт плохого,
Тобою сказанное остальным приятно.
Бессмертной речью же является лишь правда:
И в этом состоит древнейший принцип.
Цель, как и Дхамма, говорят благие,
Основаны ведь [только лишь] на правде.
И речь спасения, что Будда произносит
Для достижения [людьми] ниббаны,
Чтоб положить конец [любым] страданиям, —
Воистину, первейшая то речь».
|