Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Апарадиттхи-сутта: Другое воззрение
СН 6.5

 
редакция перевода: 21.03.2024
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 239"

В Саваттхи. И тогда такое пагубное концептуальное воззрение возникло в некоем брахме: «Нет ни одного жреца или отшельника, который мог бы прийти сюда». И тогда, [напрямую] познав своим собственным умом раздумье в уме того брахмы, так же быстро, как сильный человек мог бы распрямить согнутую руку или согнуть распрямлённую, Благословенный исчез из рощи Джеты
и возник в том мире брахм. Благословенный сел в воздухе со скрещёнными ногами над тем брахмой, войдя в медитацию на элементе огня1.
И тогда мысль пришла к достопочтенному Махамоггаллане: «Где же сейчас пребывает Благословенный в данный момент?» Божественным глазом, очищенным и превосходящим человеческий, достопочтенный Махамоггаллана увидел, что Благословенный сидит в воздухе со скрещёнными ногами над тем брахмой, войдя в медитацию на элементе огня. Увидев это, так же быстро, как сильный человек мог бы распрямить согнутую руку или согнуть распрямлённую, достопочтенный Махамоггаллана исчез из рощи Джеты и возник в том мире брахм. Затем достопочтенный Махамоггаллана расположился на восточной стороне, сел в воздухе со скрещёнными ногами над тем брахмой, но ниже Благословенного, войдя в медитацию на элементе огня.
И тогда мысль пришла к достопочтенному Махакассапе: «Где же сейчас пребывает Благословенный в данный момент?» Божественным глазом, очищенным и превосходящим человеческий, достопочтенный Махакассапа увидел, что Благословенный сидит в воздухе со скрещёнными ногами над тем брахмой, войдя в медитацию на элементе огня. Увидев это, так же быстро, как сильный человек мог бы распрямить согнутую руку или согнуть распрямлённую, достопочтенный Махакассапа исчез из рощи Джеты и возник в том мире брахм. Затем достопочтенный Махакассапа расположился на южной стороне, сел в воздухе со скрещёнными ногами над тем брахмой, но ниже Благословенного, войдя в медитацию на элементе огня.
И тогда мысль пришла к достопочтенному Махакаппине… Затем достопочтенный Махакаппина расположился на западной стороне, сел в воздухе со скрещёнными ногами над тем брахмой, но ниже Благословенного, войдя в медитацию на элементе огня.
И тогда мысль пришла к достопочтенному Ануруддхе… Затем достопочтенный Ануруддха расположился на северной стороне, сел в воздухе со скрещёнными ногами над тем брахмой, но ниже Благословенного, войдя в медитацию на элементе огня.
И затем достопочтенный Махамоггаллана обратился к тому брахме строфами:

«И на сегодня, друг, имеешь ли воззрение,
То самое воззрение, что прежде ты имел?
Не видишь ли сияния,
Что Брахмы мир сей превосходит?»2

[Брахма]:
«Почтенный, не держусь того воззрения,
Воззрения, что прежде я имел.
Действительно, я вижу то сияние,
Что превосходит Брахмы мир.
И на сегодня как же я могу
Считать, что постоянен я и вечен?»3

И затем, пробудив чувство безотлагательности [правильной практики] в том брахме, так же быстро, как сильный человек мог бы распрямить согнутую руку или согнуть распрямлённую, Благословенный исчез из того мира брахм и возник в роще Джеты.
И тогда тот брахма обратился к одному из членов его собрания: „Ну же, почтенный, подойди к достопочтенному Махамоггаллане и скажи ему: «Почтенный Моггаллана, есть ли другие ученики Благословенного, столь же сильные и могущественные, как господа Моггаллана, Кассапа, Каппина и Ануруддха?“»
«Хорошо, почтенный», – ответил тот член собрания брахм. Затем он подошёл к достопочтенному Махамоггаллане и спросил его: «Почтенный Моггаллана, есть ли другие ученики Благословенного, столь же сильные и могущественные, как господа Моггаллана, Кассапа, Каппина и Ануруддха?»
И тогда достопочтенный Махамоггаллана обратился к тому члену собрания брахм строфой:

«У Будды множество учеников,
Архатов, что разрушили все пятна, —
Носителей Трёх знаний и духовных сил,
Умелых в [чтении] путей умов других»4.

И тогда тот член собрания брахм, восхитившись и возрадовавшись утверждению достопочтенного Махамоггалланы, подошёл к тому брахме и сказал ему: «Почтенный, уважаемый Махамоггаллана говорит так:

«У Будды множество учеников,
Архатов, что разрушили все пятна, —
Носителей Трёх знаний и духовных сил,
Умелых в [чтении] путей умов других».

Так сказал тот член собрания брахм. Довольный, тот брахма восхитился его словами.



1 Комментарий: Он сделал подготовительную практику на тотальности огня (касина), вышел из основной джханы и решил: «Пусть пламя извергается из моего тела». За счет силы этой решимости пламя стало извергаться из его тела.

2 SV: Согласно Комментарию, речь идёт о сиянии ауры Будды, которая светит ярче, чем ауры брахм, их украшений, дворцов и т.д.

3 Бодхи: Согласно Комментарию, у брахмы было два воззрения: первое касалось того, что ни один аскет не мог прийти в его мир; второе — этерналистическое. Первое воззрение он отбросил, когда увидел прибывших в его мир Будду с учениками. Затем Будда дал ему наставление, по завершении которого он утвердился в плоде вступления в поток и таким образом, посредством пути вступления в поток, он отбросил своё этерналистическое воззрение.

4 SV: Согласно Комментарию, хотя здесь не упомянуты две сверхспособности – божественные глаз и ухо, всё же они подразумеваются, и таким образом, речь идёт об арахантах с шестью сверхспособностями.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.