Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты
в парке Анатхапиндики. Там Благословенный обратился к монахам
так: «Монахи!»
«Уважаемый»,
– отвечали те монахи. Благословенный сказал:
«Монахи,
однажды в прошлом был царь по имени Арунава, у которого была
столица под названием Арунавати. Благословенный Сикхи1,
совершенный, полностью просветлённый, жил в зависимости от столицы
Арунавати. У Благословенного Сикхи двумя главными учениками
были Абхибху и Самбхава, великолепная пара. И тогда Благословенный
Сикхи обратился к монаху Абхибху: «Ну же, брахман, почему бы
нам не отправиться в некий мир брахм, пока не пришло обеденное
время?» — «Хорошо, уважаемый», — ответил монах Абхибху.
И
затем, монахи, так же быстро, как сильный человек мог бы распрямить
согнутую руку или согнуть распрямлённую, Благословенный Сикхи,
совершенный, полностью просветлённый, и монах Абхибху исчезли
из столицы Арунавати и возникли в том мире брахм. Затем Благословенный
Сикхи обратился к монаху Абхибху так: «Поведай, брахман, беседу
о Дхамме Брахме и его свите, а также собранию Брахмы». – «Да,
Учитель» – ответил монах Абхибху. И тогда он наставлял, понуждал,
побуждал и радовал беседой о Дхамме Брахму, свиту Брахмы и собрание
Брахмы. И по тому случаю Брахма, свита Брахмы и собрание Брахмы
были этим возмущены, раздражены и жаловались: «Как удивительно,
господа! Как поразительно, господа! Как может ученик учить Дхамме
в присутствии самого Учителя?»
И
тогда, монахи, Благословенный Сикхи обратился к монаху Абхибху
так: «Брахман, Брахма, свита Брахмы и собрание Брахмы сокрушаются,
говоря так: „Как удивительно, господа! Как поразительно, господа!
Как может ученик учить Дхамме в присутствии самого Учителя?“
Что ж, брахман, в таком случае пробуди ещё большее чувство безотлагательности
в Брахме, свите Брахмы и собрании Брахмы». — «Хорошо, уважаемый»,
— ответил монах Абхибху. И тогда он стал обучать Дхамме, делая
своё тело видимым, делая своё тело невидимым, делая нижнюю часть
своего тела видимой, а верхнюю невидимой, делая верхнюю часть
своего тела видимой, а нижнюю невидимой. И тогда, монахи, Брахма,
свита Брахмы и собрание Брахмы были поражены этим чудом и изумлением
и говорили: «Как удивительно, господа! Как поразительно, господа!
Какой великой силой и могуществом обладает этот отшельник!»
И
тогда, монахи, монах Абхибху сказал Благословенному Сикхи, совершенному,
полностью просветлённому: «Я припоминаю, уважаемый, что я делал
такое заявление посреди общины монахов: „Друзья, находясь в
мире Брахмы, я могу сделать так, чтобы мой голос был слышен
по всей системе тысячи миров“». — «Сейчас подходящее время для
этого, брахман! Сейчас подходящее время для этого, брахман!
Находясь в мире Брахмы, тебе следует сделать так, чтобы твой
голос был слышен по всей системе тысячи миров»2.
– «Да, уважаемый», – ответил монах Абхибху. И затем, находясь
в мире Брахмы, он произнёс эти строфы:
«Старайся и усердие своё взрасти!
Настрой себя на практику Учения Будды.
И Смерти армию затем смети,
Как хижину из тростника сметает слон.
Кто пребывает в прилежании
В этом Учении и Дисциплине,
Оставив странствие в перерождениях,
Положит тот страданию конец».
И затем, монахи, пробудив чувство безотлагательности в Брахме,
свите Брахмы и собрании Брахмы, так же быстро, как сильный человек
мог бы распрямить согнутую руку или согнуть распрямлённую, Благословенный
Сикхи, совершенный, полностью просветлённый, и монах Абхибху
исчезли из того мира брахм и возникли в столице Арунавати. Затем
Благословенный Сикхи обратился к монахам так: «Монахи,
слышали ли вы строфы, которые продекламировал монах Абхибху,
находясь в мире Брахмы?»
«Слышали,
уважаемый».
«И какими
же были эти строфы, которые вы услышали, монахи?»
«Мы услышали
строфы монаха Абхибхи так:
"Старайся, и усердие своё взрасти!...
Положит тот страданиям конец".
Таковыми были строфы, которые мы услышали от монаха Абхибхи,
который продекламировал их, находясь в мире Брахмы».
«Хорошо,
хорошо, монахи! Хорошо, что вы услышали [эти] строфы, которые
продекламировал монах Абхибха, находясь в мире Брахмы».
Так
сказал Благословенный. Довольные, те монахи восхитились словами
Благословенного.
|