Так
я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в роще Джеты
в монастыре Анатхапиндики. Там Благословенный обратился к монахам
так: «Монахи!»
«Учитель!»
– отвечали те монахи. Благословенный сказал:
«Монахи,
однажды в прошлом был царь по имени Арунава, и его столицей
[был город] под названием Арунавати. Благословенный Сикхи1,
Арахант, Полностью Просветлённый, проживал, имея поддержку от
столицы Арунавати. У Благословенного Сикхи двумя главными учениками
были Абхибху и Самбхава, великолепная пара. И тогда Благословенный
Сикхи обратился к монаху Абхибху: «Ну же, брахман, почему бы
нам не отправиться в некий мир брахм, пока не пришло обеденное
время?» – «Хорошо, Учитель» – ответил монах Абхибху.
И затем,
монахи, также быстро, как сильный человек мог бы распрямить
согнутую руку или согнуть распрямлённую, Благословенный Сикхи,
Арахант, Полностью Просветлённый, и монах Абхибху исчезли из столицы
Арунавати и возникли в том мире брахм. Затем Благословенный
Сикхи обратился к монаху Абхибху так: «Поведай, брахман, беседу
о Дхамме Брахме и его свите, а также собранию Брахмы». – «Да,
Учитель» – ответил монах Абхибху. И тогда он наставлял, воодушевлял,
вдохновлял и радовал беседой о Дхамме Брахму, свиту Брахмы и
собрание Брахмы. И по тому случаю Брахма, свита Брахмы и собрание
Брахмы были этим возмущены, раздражены и жаловались: «Как удивительно,
почтенный! Как поразительно, почтенный! Как может ученик учить
Дхамме в присутствии самого Учителя?»
И тогда,
монахи, Благословенный Сикхи обратился к монаху Абхибху так:
«Брахман, Брахма, свита Брахмы и собрание Брахмы сокрушаются,
говоря так: «Как удивительно, почтенный! Как поразительно, почтенный!
Как может ученик учить Дхамме в присутствии самого Учителя?»
Что ж, брахман, в таком случае пробуди ещё большее чувство безотлагательности
[в практике] в Брахме, свите Брахмы и собрании Брахмы». – «Хорошо,
Учитель» – ответил монах Абхибху. И тогда он стал обучать Дхамме,
делая своё тело видимым, делая своё тело невидимым, делая нижнюю
часть своего тела видимой, а верхнюю невидимой, делая верхнюю
часть своего тела видимой, а нижнюю невидимой. И тогда, монахи,
Брахма, свита Брахмы и собрание Брахмы были поражены этим чудом
и изумлением, и говорили: «Как удивительно, почтенный! Как поразительно,
почтенный! Какой великой силой и могуществом обладает этот отшельник!»
И
тогда, монахи, монах Абхибху сказал Благословенному Сикхи, Араханту,
Полностью Просветлённому: «Я припоминаю, Учитель, что я делал
такое заявление посреди Сангхи монахов: «Друзья, находясь в
мире Брахмы, я могу сделать так, чтобы мой голос был слышен
по всей системе тысячи миров». – «Настало время для этого, брахман!
Сейчас подходящее время для этого, брахман! Находясь в мире
Брахмы, тебе следует сделать так, чтобы твой голос был слышен
по всей системе тысячи миров»2.
– «Да, Учитель» – ответил монах Абхибху. И затем, находясь в
мире Брахмы, он произнёс эти строфы:
«Старайся, и усердие своё взрасти!
Настрой себя на практику Учения Будды.
И Смерти армию в прах разнеси,
Как хижину из тростника сметает слон.
Кто пребывает в прилежании
В этом Учении и Дисциплине,
Оставив странствие в перерождениях,
Положит тот страданиям конец».
И затем, монахи, пробудив чувство безотлагательности в Брахме,
свите Брахмы и собрании Брахмы, также быстро, как сильный человек
мог бы распрямить согнутую руку или согнуть распрямлённую, Благословенный
Сикхи, Арахант, Полностью Просветлённый, и монах Абхибху исчезли
из того мира брахм и возникли в столице Арунавати. Затем Благословенный
Сикхи обратился к монахам так:
«Монахи,
слышали ли вы строфы, которые продекламировал монах Абхибху,
находясь в мире Брахмы?»
«Слышали,
Учитель».
«И какими
же были эти строфы, которые вы услышали, монахи?»
«Мы услышали
строфы монаха Абхибхи так:
«Старайся, и усердие своё взрасти!...
Положит тот страданиям конец».
Таковыми были строфы, которые мы услышали от монаха Абхибхи,
который продекламировал их, находясь в мире Брахмы».
«Хорошо,
хорошо, монахи! Хорошо, что вы услышали [эти] строфы, которые
продекламировал монах Абхибха, находясь в мире Брахмы».
Так сказал
Благословенный. Воодушевлённые, те монахи восхитились словами
Благословенного.
|