[Благословенный
сказал]: «Монахи, представьте, как если бы человек в месте встречи
и слияния этих великих рек – Ганги, Ямуны, Ачиравати, Сарабху,
Махи – извлёк бы две или три капли воды. Как вы думаете, монахи,
чего больше: этих двух или трёх извлечённых капель воды, или же
воды в месте слияния [этих великих рек]?»
«Уважаемый,
воды в месте слияния больше. Две или три капли воды, что были
извлечены [в этом месте] – практически ничто. В сравнении с
водой в месте слияния, две или три капли воды, извлечённые [в
этом месте], даже не идут в расчёт, не выдерживают никакого
сопоставления, не могут сравниться даже с частью [воды в месте
слияния этих рек]».
«Точно так же, монахи, для благородного ученика, человека, совершенного
в воззрениях, который совершил постижение [Дхаммы] – страданий, что были
полностью разрушены и изничтожены, больше, тогда как те [страдания],
что [ему] осталось [пережить] – практически ничто. В сравнении
с той грудой страданий, которая была уничтожена и устранена,
оставшееся [страдание] даже не идёт в расчёт, не выдерживает
никакого сопоставления, не может сравниться даже с фрагментом
[той груды страданий], поскольку [ему осталось пережить страданий]
в течение не более чем семи жизней. Он тот, кто понимает в соответствии
с действительностью: «Это – страдание; это – источник страдания;
это – прекращение страдания; это – путь, ведущий к прекращению
страдания»1.
Таким
образом, монахи, следует прилагать усилие, чтобы понять: «Это
– страдание». Следует прилагать усилие, чтобы понять: «Это – происхождение страдания». Следует прилагать усилие, чтобы понять:
«Это – прекращение страдания». Следует прилагать усилие, чтобы
понять: «Это – путь, ведущий к прекращению страдания».
|