Однажды
Благословенный проживал среди Сакьев рядом с Капилаваттху в Парке
Нигродхи. И тогда Нандия из клана Сакьев отправился к Благословенному
и, по прибытии, поклонившись ему, сел рядом. Затем он обратился
к Благословенному: «Господин, можно ли назвать ученика Благородных,
у которого напрочь отсутствуют факторы вступления в поток, учеником
Благородных, который живёт в беспечности?»
«Нандия,
того, в ком напрочь отсутствуют факторы вступления в поток,
я называю чужаком, относящимся к обычным заурядным людям. А
что касается ученика Благородных, живущего в прилежании1
или живущего в беспечности, то слушай внимательно, я буду говорить».
«Как скажете,
Господин» – ответил Нандия из клана Сакьев.
1)
Благословенный сказал: «И как, Нандия, ученик Благородных живёт
в беспечности? Вот ученик Благородных наделён убеждённостью
по отношению к Благословенному: «В самом деле Благословенный
– достойный, истинно самопробуждённый, совершенный в знании
и поведении, достигший блага, знаток мира, непревзойдённый учитель
тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, пробуждённый,
благословенный». Довольствуясь этой убеждённостью, он не прилагает
дальнейших усилий [к пребыванию] в уединении днём или в затворничестве
ночью. Поскольку таким образом он живёт в беспечности, у него
нет радости. Когда нет радости, нет восторга. Когда нет восторга,
нет безмятежности. Поскольку нет безмятежности, он живёт в болезненности.
Когда он живёт в болезненности, его ум не сосредотачивается.
Если ум не сосредоточен, то феномены не видны. Когда феномены
не видны, то такой ученик Благородных считается живущим в беспечности.
2)
Далее, ученик Благородных наделён убеждённостью по отношению
к Дхамме: «Дхамма превосходно разъяснена Благословенным, видимая
здесь и сейчас, не зависящая от времени, приглашающая пойти
и увидеть, ведущая к цели, познаваемая мудрыми самостоятельно».
Довольствуясь этой убеждённостью, он не прилагает дальнейших
усилий [к пребыванию] в уединении днём или в затворничестве
ночью. Поскольку таким образом он живёт в беспечности, у него
нет радости. Когда нет радости, нет восторга. Когда нет восторга,
нет безмятежности. Поскольку нет безмятежности, он живёт в болезненности.
Когда он живёт в болезненности, его ум не сосредотачивается.
Если ум не сосредоточен, то феномены не видны. Когда феномены
не видны, то такой ученик Благородных считается живущим в беспечности.
3)
Далее, ученик Благородных наделён убеждённостью по отношению
к Сангхе: «Сангха учеников Благословенного, идущих по хорошему
пути, идущих по прямому пути, идущих по верному пути, идущих
по совершенному пути, другими словами, четыре пары или восемь
типов личностей – это Сангха учеников Благословенного: достойная
даров, достойная гостеприимства, достойная подношений, достойная
уважения, непревзойдённое поле заслуг для мира». Довольствуясь
этой убеждённостью, он не прилагает дальнейших усилий [к пребыванию]
в уединении днём или в затворничестве ночью. Поскольку таким
образом он живёт в беспечности, у него нет радости. Когда нет
радости, нет восторга. Когда нет восторга, нет безмятежности.
Поскольку нет безмятежности, он живёт в болезненности. Когда
он живёт в болезненности, его ум не сосредотачивается. Если
ум не сосредоточен, то феномены не видны. Когда феномены не
видны, то такой ученик Благородных считается живущим в беспечности.
4)
Далее, ученик Благородных наделён нравственными качествами,
которые дороги Благородным: прочными, цельными, незапятнанными,
освобождающими, восхваляемыми мудрецами, яркими, ведущими к
сосредоточению. Довольствуясь этими нравственными качествами,
он не прилагает дальнейших усилий [к пребыванию] в уединении
днём или в затворничестве ночью. Поскольку таким образом он
живёт в беспечности, у него нет радости. Когда нет радости,
нет восторга. Когда нет восторга, нет безмятежности. Поскольку
нет безмятежности, он живёт в болезненности. Когда он живёт
в болезненности, его ум не сосредотачивается. Если ум не сосредоточен,
то феномены не видны. Когда феномены не видны, то такой ученик
Благородных считается живущим в беспечности.
Вот
как ученик Благородных живёт в беспечности.
И
как, Нандия, ученик Благородных живёт в прилежании? Вот ученик
Благородных наделён убеждённостью по отношению к Благословенному…
Не довольствуясь [только лишь] этой убеждённостью по отношению
к Благословенному, он прилагает дальнейшие усилия [к пребыванию]
в уединении днём или в затворничестве ночью. Поскольку таким
образом он живёт в прилежании, то появляется радость. У того,
у кого есть радость, возникает восторг. У того, у кого есть
восторг, тело становится безмятежным. Когда тело безмятежно,
он чувствует счастье. Ощущая счастье, ум сосредотачивается.
Когда ум сосредоточен, феномены становятся видны. Когда феномены
видны, такой ученик Благородных считается живущим в прилежании.
Далее, ученик Благородных наделён убеждённостью по отношению
к Дхамме…
Далее, ученик Благородных наделён убеждённостью по отношению
к Сангхе…
Далее, ученик Благородных наделён нравственными качествами,
которые дороги Благородным: прочными, цельными, незапятнанными,
освобождающими, восхваляемыми мудрецами, яркими, ведущими к
сосредоточению. Не довольствуясь [только лишь] этими нравственными
качествами, которые дороги Благородным, он прилагает дальнейшие
усилия [к пребыванию] в уединении днём или в затворничестве
ночью. Поскольку таким образом он живёт в прилежании, то появляется
радость. У того, у кого есть радость, возникает восторг. У того,
у кого есть восторг, тело становится безмятежным. Когда тело
безмятежно, он чувствует счастье. Ощущая счастье, ум сосредотачивается.
Когда ум сосредоточен, феномены становятся видны. Когда феномены
видны, такой ученик Благородных считается живущим в прилежании.
Вот
как ученик Благородных живёт в прилежании».
|