Однажды
Достопочтенный Ананда и Достопочтенный Сарипутта пребывали в Саваттхи
в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. И тогда, вечером, Достопочтенный
Сарипутта вышел из затворничества, подошёл к Достопочтенному Ананде,
и обменялся с ним вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми
приветствиями и любезностями, он сел рядом, и сказал Достопочтенному
Ананде:
«Друг
Ананда, сколько вещей нужно отбросить и сколькими вещами нужно
обладать людям, чтобы Благословенный заявил о них так: «Он –
вступивший в поток, непреклонный, никогда более не способный
родиться в низших мирах, устремлённый к просветлению»?
«Друг, людям
нужно отбросить четыре вещи и обладать четырьмя вещами для того,
чтобы Благословенный заявил о них так. Какими четырьмя?
1)
Друг, у человека нет недоверия по отношению к Будде, которым
наделён необученный заурядный человек, и из-за которого последний
после распада тела, после смерти, перерождается в состоянии
лишений, в плохом уделе, в нижних мирах, в аду. У человека есть
подтверждённая вера в Будду, которой наделён обученный ученик
Благородных, из-за которой последний после распада тела, после
смерти, перерождается в благом уделе, в небесном мире: «В самом
деле Благословенный – достойный, истинно самопробуждённый, совершенный
в знании и поведении, достигший блага, знаток мира, непревзойдённый
учитель тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, пробуждённый,
благословенный».
2)
Друг, у человека нет недоверия по отношению к Дхамме, которым
наделён необученный заурядный человек, и из-за которого последний
после распада тела, после смерти, перерождается в состоянии
лишений, в плохом уделе, в нижних мирах, в аду. У человека есть
подтверждённая вера в Дхамму, которой наделён обученный ученик
Благородных, из-за которой последний после распада тела, после
смерти, перерождается в благом уделе, в небесном мире: «Дхамма
превосходно разъяснена Благословенным, видимая здесь и сейчас,
не зависящая от времени, приглашающая пойти и увидеть, ведущая
к цели, познаваемая мудрыми самостоятельно».
3)
Друг, у человека нет недоверия по отношению к Сангхе, которым
наделён необученный заурядный человек, и из-за которого последний
после распада тела, после смерти, перерождается в состоянии
лишений, в плохом уделе, в нижних мирах, в аду. У человека есть
подтверждённая вера в Сангху, которой наделён обученный ученик
Благородных, из-за которой последний после распада тела, после
смерти, перерождается в благом уделе, в небесном мире: «Сангха учеников Благословенного, идущих по хорошему пути, идущих по прямому пути, идущих по верному пути, идущих по совершенному пути, другими словами, четыре пары или восемь типов личностей – это Сангха учеников Благословенного: достойная даров, достойная гостеприимства, достойная подношений, достойная уважения, непревзойдённое поле заслуг для мира».
4)
Друг, у человека нет безнравственности, которой наделён необученный
заурядный человек, и из-за которой последний после распада тела,
после смерти, перерождается в состоянии лишений, в плохом уделе,
в нижних мирах, в аду. У человека есть нравственные качества,
которые дороги Благородным, которыми обладает ученик Благородных,
и из-за которых последний после распада тела, после смерти,
перерождается в благом уделе, в небесном мире: [эти] нравственные
качества, которые дороги Благородным, [таковы]: прочные, цельные,
незапятнанные, освобождающие, восхваляемые мудрецами, яркие,
ведущие к сосредоточению.
Друг,
людям нужно отбросить эти четыре вещи и обладать этими четырьмя
вещами для того, чтобы Благословенный заявил о них так: «Он
– вступивший в поток, непреклонный, никогда более не способный
родиться в низших мирах, устремлённый к просветлению».
|