[Благословенный
сказал]: «Монахи, представьте, как если бы когда река Ганг направлялась,
склонялась, устремлялась на восток, пришла бы огромная толпа людей
с вёдрами и лопатами, думая: «Мы сделаем так, что эта река Ганг
направится, склонится, устремится на запад». Как вы думаете, монахи,
могла бы эта огромная толпа людей сделать так, чтобы река Ганг
направилась бы, склонилась, устремилась на запад?»
«Нет, Учитель.
И почему? Потому что река Ганг направляется, склоняется, устремляется
на восток, и непросто сделать так, чтобы она направилась бы,
склонилась, устремилась на запад. Эту огромную толпу людей ожидали
бы только усталость и досада».
«Точно
также, монахи, когда монах развивает и взращивает четыре джханы
– царь или царские министры,
близкие и родня, могли бы пригласить его принять богатство,
сказав: «Ну же, дорогой, ради чего эти жёлтые [монашеские] одежды
обременяют тебя? Зачем странствовать туда и сюда с обритой головой
и чашей для сбора подаяний? Ну же, вернувшись к низшей жизни
[мирянина], наслаждайся богатством и совершай благие дела».
В самом деле, монахи, когда этот монах развивает и взращивает
четыре джханы, не может случиться так, чтобы он оставил практику
и вернулся к низшей жизни. Почему? Потому что долгое время его
ум направлялся, склонялся, устремлялся к отречению. Не может
быть такого, чтобы он вернулся к низшей жизни.
И как, монахи,
этот монах развивает и взращивает четыре джханы?
Вот, монахи,
монах, отстранённый от чувственных удовольствий, отстранённый
от неблагих состояний [ума], входит и пребывает в первой джхане…
второй… третьей… четвёртой, которая основывается на отречении, бесстрастии, прекращении, созревает в оставлении...
...Вот монах,
отстранённый от чувственных удовольствий, отстранённый от неблагих
состояний [ума], входит и пребывает в первой джхане… второй…
третьей… четвёртой, которая имеет своей окончательной целью
устранение жажды, устранение злобы, устранение заблуждения…
…Вот монах,
отстранённый от чувственных удовольствий, отстранённый от неблагих
состояний [ума], входит и пребывает в первой джхане… второй…
третьей… четвёртой, которая имеет Бессмертное своим основанием,
Бессмертное своим пунктом назначения, Бессмертное своей окончательной
целью…
…Вот монах,
отстранённый от чувственных удовольствий, отстранённый от неблагих
состояний [ума], входит и пребывает в первой джхане… второй…
третьей… четвёртой, которая направляется, склоняется, устремляется
к ниббане…
Таким образом,
монахи, монах развивает и взращивает четыре джханы».
|