В
Саваттхи.
Там Благословенный сказал следующее: «Монахи, существуют эти четыре
джханы. Какие четыре?
1) Вот,
монахи, монах, отстранённый от чувственных удовольствий, отстранённый
от неблагих состояний [ума], входит и пребывает в первой джхане,
что сопровождается направлением и удержанием [ума на объекте],
с восторгом и удовольствием, которые возникли посредством этой отстранённости.
2) С угасанием
направления и удержания [ума на объекте], он входит и пребывает
во второй джхане, в которой наличествуют внутренняя уверенность
и единение ума, в которой нет направления и удержания, но есть восторг и удовольствие, которые возникли посредством сосредоточения.
3) С угасанием
восторга он пребывает невозмутимым, осознанным, бдительным,
он ощущает приятное телом. Он входит и пребывает в третьей джхане,
о которой Благородные говорят так: «Он невозмутим, осознан, пребывает в удовольствии».
4)
С успокоением удовольствия и боли – как и с предшествующим угасанием
радости и недовольства1,
– он входит и пребывает в четвёртой джхане, которая ни-приятна-ни-болезненна,
и в которой наличествует очищение осознанности посредством невозмутимости.
Таковы четыре
джханы.
Монахи,
подобно тому, как река Ганг направляется, склоняется, устремляется
к востоку, то точно также монах, который развивает и взращивает
четыре джханы, направляется, склоняется, устремляется к ниббане.
И как, монахи,
монах развивает и взращивает четыре джханы, [так что] направляется,
склоняется, устремляется к ниббане?
Вот, монахи,
монах, отстранённый от чувственных удовольствий, отстранённый
от неблагих состояний [ума], входит и пребывает в первой джхане…
второй… третьей… четвёртой.
Вот так,
монахи, монах развивает и взращивает четыре джханы, [так что]
направляется, склоняется, устремляется к ниббане».
|