Так
я слышал. Однажды достопочтенный Ананда проживал в Косамби, в
парке Гхоситы. И тогда брахман Уннабха отправился к достопочтенному
Ананде и обменялся с ним приветствиями. После обмена вежливыми
приветствиями и любезностями он сел рядом и сказал достопочтенному
Ананде: «Ради чего, господин Ананда, ведётся святая жизнь под
[учительством] отшельника Готамы?»
«Ради оставления
желания, брахман, ведётся святая жизнь под [учительством] Благословенного».
«Но,
господин Ананда, есть ли путь, есть ли метод, ведущий к оставлению
этого желания?»
«Есть путь,
брахман, есть метод, ведущий к оставлению этого желания».
«Но,
господин Ананда, каков же этот путь, каков этот метод, ведущий
к оставлению этого желания?»
«Вот,
брахман, монах развивает основу сверхъестественной силы, которая
наделена сосредоточением из-за желания и формирователей старания.
Он развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена
сосредоточением из-за усердия и формирователей старания. Он
развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением
из-за ума и формирователей старания. Он развивает основу сверхъестественной
силы, которая наделена сосредоточением из-за исследования и
формирователей старания.
Таков, брахман,
путь, таков метод для оставления этого желания».
«Если
оно так, господин Ананда, то ситуация бесконечна, а не конечна.
Не может произойти так, чтобы кто-либо отбросил желание посредством
самого желания».
«Что же,
брахман, я задам тебе вопрос по этой теме. Отвечай так, как
сочтёшь нужным. Как ты думаешь, брахман, было ли у тебя раньше
желание: «Я отправлюсь в парк», а после того, как ты добрался
до парка, это самое желание исчезло?»
«Да,
уважаемый».
«Прилагал
ли ты раньше усердие, думая: «Я отправлюсь в парк», а после
того, как ты добрался до парка, это самое усердие исчезло?»
«Да,
уважаемый».
«Настраивал
ли ты раньше свой ум: «Я отправлюсь в парк», а после того, как
ты добрался до парка, эта самая [настройка] ума исчезла?»
«Да,
уважаемый».
«Осуществлял
ли ты раньше исследование [вопроса]: «Пойти ли мне в парк?»,
а после того, как ты добрался до парка, это самое исследование
[вопроса] исчезло?»
«Да,
уважаемый».
«Точно
так же, брахман, и в случае с монахом, который арахант, чьи
пятна [загрязнений ума] уничтожены, который прожил святую жизнь,
сделал то, что следовало сделать, сбросил тяжкий груз, достиг
своей цели, полностью уничтожил оковы существования и полностью
освободился посредством окончательного знания. Раньше у него
было желание достичь арахантства, но когда он достиг арахантства,
это желание утихло. Раньше он прилагал усердие для достижения
арахантства, но когда он достиг арахантства, это усердие утихло.
Раньше он настраивал свой ум на достижение арахантства, но когда
он достиг арахантства, эта решительность ума утихло. Раньше
он осуществлял исследование [на предмет] достижения арахантства,
но когда он достиг арахантства, это исследование утихло.
Как
ты думаешь, брахман, если это так, то ситуация бесконечна или
конечна?»
«Вне
сомнений, господин Ананда, если это так, то ситуация конечна,
а не бесконечна. Великолепно, господин Ананда! Великолепно,
господин Ананда! Как если бы он поставил на место то, что было
перевёрнуто, раскрыл спрятанное, показал путь тому, кто потерялся,
внёс лампу во тьму, чтобы зрячий да мог увидеть, точно так же
господин Ананда различными способами прояснил Дхамму. Я принимаю
прибежище в Благословенном, прибежище в Дхамме, и прибежище
в Сангхе монахов. Пусть господин Ананда помнит меня как мирского
последователя, принявшего прибежище с этого дня и на всю жизнь».
|