Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Апара сутта: С ближнего берега
СН 51.1

 
редакция перевода: 17.04.2012
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 1718"

лагословенный сказал]: «Монахи, эти четыре основы сверхъестественной силы, будучи развитыми и взращенными, ведут за пределы ближнего берега, к берегу дальнему. Какие четыре?
1) Вот, монахи, монах развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за желания и формирователей старания1.
2) Он развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за усердия и формирователей старания.
3) Он развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за ума и формирователей старания.
4) Он развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за исследования и формирователей старания.
Эти четыре основы сверхъестественной силы, будучи развитыми и взращенными, ведут за пределы ближнего берега, к берегу дальнему».



1 Комментарий толкует слово "иддхипада" как "иддхия + падам", т.е. "основание для сверхъестественной (духовной) силы", а также как "иддхибхутам падам" – "основание, которое является сверхъестественной силой". Иддхи происходит от глагола "идджхати" – процветать, добиваться успеха – что изначально подразумевало достижение некоего успеха в чём-либо, но ко времени жизни Будды уже приобрело особый оттенок в плане духовных достижений или, если ещё более точно, то сверхъестественной (духовной) силы. Она двояка: успех в свершении иддхивидхи, сверхъестественных сил (СН 51.11, 14, 17), а также успех в стремлении к достижению освобождения. Оба этих аспекта сходятся воедино в арахантстве, которое представляет собой шестую сверхспособность (абхиннья) и представляет собой наивысший плод Благородного Восьмеричного Пути.
СН 51.13 показывает, что иддхипада состоит из трёх основных компонентов – 1) сосредоточения (самадхи),
2) четырёх формирователей старания (падхана-санкхара),
3) частных факторов, ответственных за осуществление сосредоточения: желание (чанда), усердия (вирия), ум (читта), исследование (вимамса).
Тогда как сосредоточение и старание присущи всем четырём иддхипадам, именно последний набор факторов делает иддхипады четырёхчастными.

.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.