Апара
сутта: С ближнего берега
СН 51.1
|
|
редакция
перевода: 17.04.2012
Перевод с английского: SV
источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 1718"
|
|
[Благословенный
сказал]: «Монахи, эти четыре основы сверхъестественной силы, будучи
развитыми и взращенными, ведут за пределы ближнего берега, к берегу
дальнему. Какие четыре?
1) Вот,
монахи, монах развивает основу сверхъестественной силы, которая
наделена сосредоточением из-за желания и формирователей старания1.
2) Он развивает
основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением
из-за усердия и формирователей старания.
3) Он развивает
основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением
из-за ума и формирователей старания.
4) Он развивает
основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением
из-за исследования и формирователей старания.
Эти четыре
основы сверхъестественной силы, будучи развитыми и взращенными,
ведут за пределы ближнего берега, к берегу дальнему».
|
↑
|
1 |
Комментарий
толкует слово "иддхипада" как "иддхия + падам",
т.е. "основание для сверхъестественной (духовной) силы",
а также как "иддхибхутам падам" – "основание, которое
является сверхъестественной силой". Иддхи происходит от глагола
"идджхати" – процветать, добиваться успеха – что изначально
подразумевало достижение некоего успеха в чём-либо, но ко времени
жизни Будды уже приобрело особый оттенок в плане духовных достижений
или, если ещё более точно, то сверхъестественной (духовной) силы.
Она двояка: успех в свершении иддхивидхи, сверхъестественных сил
(СН 51.11, 14, 17), а также успех в стремлении к достижению освобождения.
Оба этих аспекта сходятся воедино в арахантстве, которое представляет
собой шестую сверхспособность (абхиннья) и представляет собой
наивысший плод Благородного Восьмеричного Пути.
СН
51.13 показывает,
что иддхипада состоит из трёх основных компонентов – 1) сосредоточения (самадхи),
2) четырёх формирователей старания (падхана-санкхара),
3) частных факторов, ответственных за осуществление сосредоточения:
желание (чанда), усердия (вирия), ум (читта), исследование (вимамса).
Тогда
как сосредоточение и старание присущи всем четырём иддхипадам,
именно последний набор факторов делает иддхипады четырёхчастными.
|
◄
|
▲
|
|
٭
|
©
theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.
|
|