[Благословенный
сказал]: «Монахи, в Гималаях, царе всех гор, есть неровные и труднопроходимые
места, куда не могут добраться ни обезьяны, ни люди; есть неровные
и труднопроходимые места, куда могут добраться обезьяны, но не
люди; есть ровные и восхитительные места, куда могут добраться
и обезьяны, и люди. И там, вдоль путей, по которым ходят обезьяны,
охотник ставит смоляную ловушку, чтобы ловить обезьян.
Те
обезьяны, которые не глупы и не легкомысленны, увидев смолу,
держатся от неё подальше. Но глупая и легкомысленная обезьяна
подходит к смоле, хватает её своей рукой и тут же оказывается
пойманной. Думая: „Я освобожу свою руку“, она хватает её другой
рукой и тут же оказывается пойманной. Думая: „Я освобожу обе
руки“, она хватает её ногой и тут же оказывается пойманной.
Думая: „Я освобожу обе руки и ногу“, она хватает её другой ногой
и тут же оказывается пойманной. Думая: „Я освобожу и руки, и
ноги“, она тычет туда своей мордой и тут же оказывается пойманной.
Так,
монахи, эта обезьяна, пойманная в пяти местах, лежит там и визжит.
Она повстречала беду и несчастье, и охотник может делать с ней
что пожелает. Охотник пронзает её, укрепляя на той же самой
доске [с ловушкой] и идёт куда захочет. Вот так бывает, монахи,
когда кто-либо выходит за пределы своего обиталища и попадает
в чужие владения.
Поэтому,
монахи, не выходите за пределы своего обиталища в чужие владения.
Мара доберётся до того, кто вышел за пределы своего обиталища
в чужие владения. Мара схватит его.
И что не
является обиталищем монаха, но является чужими владениями? Это
пять нитей чувственного удовольствия. Какие пять?
* Формы, воспринимаемые глазом – желанные, желаемые, приятные, привлекательные, связанные с чувственным желанием, вызывающие страсть.
*
Звуки, воспринимаемые ухом…
* Запахи,
воспринимаемые носом…
* Вкусы, воспринимаемые языком…
* Осязаемые
вещи, воспринимаемые телом – желанные, желаемые, приятные, привлекательные,
связанные с чувственным желанием, вызывающие страсть.
Таковы пять нитей чувственного удовольствия. Это то, что не
является обиталищем монаха, но является чужими владениями.
Отправляйтесь,
монахи, в своё собственное обиталище, в свои родные владения.
Мара не доберётся до того, кто ушёл в своё собственное обиталище,
в свои родные владения. Мара не схватит его.
И что является
обиталищем монаха, его родными владениями? Это четыре основы
осознанности. Какие четыре?
Вот,
монахи, монах пребывает в созерцании тела как тела, будучи старательным,
бдительным, осознанным, устранив алчность и грусть к миру. Он
пребывает в созерцании чувств как чувств… ума как ума… умственных
феноменов как умственных феноменов, будучи старательным, бдительным,
осознанным, устранив алчность и грусть к миру.
Таково,
монахи, обиталище монаха, его родные владения».
|