Однажды
Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики.
И тогда некий монах подошёл к Благословенному, поклонился ему,
сел рядом и сказал: «Уважаемый, было бы хорошо, если бы Благословенный
вкратце научил меня Дхамме так, чтобы я пребывал один, в уединении,
будучи прилежным, старательным, решительным». [Благословенный
ответил]:
«Вот
так и бывает, что некие глупцы обращаются ко мне с вопросами,
но когда им поведана Дхамма, они думают только о том, чтобы
бегать за мной по пятам1».
«Пусть
Благословенный вкратце объяснит мне Дхамму! Пусть Счастливый
вкратце объяснит мне Дхамму! Быть может, я смогу понять смысл
сказанного Благословенным. Быть может, я стану преемником утверждения
Благословенного».
«Что
ж, монах, [в таком случае] очисти отправную точку благих состояний.
И какова отправная точка благих состояний? Это хорошо очищенная
нравственность и выправленные воззрения. Затем, монах, когда
твоя нравственность хорошо очищена, а воззрение выправлено,
то, опираясь на нравственность, основываясь на нравственности,
тебе следует развивать четыре основы осознанности тройным способом.
Какие
четыре? Монах, пребывай в созерцании тела как тела внутренне,
будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив алчность
и грусть к миру. Пребывай в созерцании тела как тела внешне,
будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив алчность
и грусть к миру. Пребывай в созерцании тела как тела внутренне
и внешне, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив
алчность и грусть к миру.
Пребывай в созерцании чувств как чувств…
Пребывай в созерцании ума как ума…
Пребывай в созерцании умственных феноменов как умственных феноменов
внутренне… внешне… внутренне и внешне, будучи старательным,
бдительным, осознанным, устранив алчность и грусть к миру.
Когда,
монах, опираясь на нравственность, основываясь на нравственности,
ты так развиваешь эти четыре основы осознанности тройным способом,
то тогда, будь то день или ночь, ты можешь ожидать только лишь
роста в благих состояниях, а не упадка».
И
тогда тот монах, восхитившись и возрадовавшись словам Благословенного,
поднялся со своего сиденья и, поклонившись Благословенному,
ушёл, обойдя его с правой стороны. И затем, пребывая в уединении
прилежным, старательным, решительным, тот монах, реализовав
это для
себя посредством прямого знания, здесь и сейчас вошёл [в высочайшую
цель святой жизни] и пребывал в высочайшей цели святой жизни,
ради которой представители клана праведно оставляют жизнь домохозяйскую
и ведут жизнь бездомную. Он напрямую познал: «Рождение уничтожено,
святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не
будет более появления в каком-либо состоянии существования».
Так тот монах стал одним из арахантов
|