Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Бхиккху-сутта: Монах
СН 47.3

 
редакция перевода: 18.06.2025
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 1628"

Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики. И тогда некий монах подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и сказал: «Уважаемый, было бы хорошо, если бы Благословенный вкратце научил меня Дхамме так, чтобы я пребывал один, в уединении, будучи прилежным, старательным, решительным». [Благословенный ответил]:
«Вот так и бывает, что некие глупцы обращаются ко мне с вопросами, но когда им поведана Дхамма, они думают только о том, чтобы бегать за мной по пятам1».
«Пусть Благословенный вкратце объяснит мне Дхамму! Пусть Счастливый вкратце объяснит мне Дхамму! Быть может, я смогу понять смысл сказанного Благословенным. Быть может, я стану преемником утверждения Благословенного».
«Что ж, монах, [в таком случае] очисти отправную точку благих состояний. И какова отправная точка благих состояний? Это хорошо очищенная нравственность и выправленные воззрения. Затем, монах, когда твоя нравственность хорошо очищена, а воззрение выправлено, то, опираясь на нравственность, основываясь на нравственности, тебе следует развивать четыре основы осознанности тройным способом.
Какие четыре? Монах, пребывай в созерцании тела как тела внутренне, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив алчность и грусть к миру. Пребывай в созерцании тела как тела внешне, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив алчность и грусть к миру. Пребывай в созерцании тела как тела внутренне и внешне, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив алчность и грусть к миру.

Пребывай в созерцании чувств как чувств…
Пребывай в созерцании ума как ума…

Пребывай в созерцании умственных феноменов как умственных феноменов внутренне… внешне… внутренне и внешне, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив алчность и грусть к миру.
Когда, монах, опираясь на нравственность, основываясь на нравственности, ты так развиваешь эти четыре основы осознанности тройным способом, то тогда, будь то день или ночь, ты можешь ожидать только лишь роста в благих состояниях, а не упадка».
И тогда тот монах, восхитившись и возрадовавшись словам Благословенного, поднялся со своего сиденья и, поклонившись Благословенному, ушёл, обойдя его с правой стороны. И затем, пребывая в уединении прилежным, старательным, решительным, тот монах, реализовав это для
себя посредством прямого знания, здесь и сейчас вошёл [в высочайшую цель святой жизни] и пребывал в высочайшей цели святой жизни, ради которой представители клана праведно оставляют жизнь домохозяйскую и ведут жизнь бездомную. Он напрямую познал: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более появления в каком-либо состоянии существования». Так тот монах стал одним из арахантов



1 Согласно Комментарию, этот монах получил наставление от Будды, но не практиковал, а слонялся туда и сюда.

.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.