Однажды
Благословенный пребывал в Наланде в Манговой Роще Паварики. И
тогда Достопочтенный Сарипутта отправился к Благословенному, поклонился
ему, сел рядом, и сказал: «Учитель, у меня такое доверие к Благословенному,
что я верю, что прежде никогда не было, не будет в будущем, и
нет в настоящем какого-либо иного жреца или отшельника, более
знающего, чем Благословенный, в отношении просветления».
«Высокомерно,
в самом деле, это твоё громкое заявление, Сарипутта, столь однозначный
и категоричный львиный рык: «Учитель, у меня такое доверие к
Благословенному, что я верю, что прежде никогда не было, не
будет в будущем, и нет в настоящем какого-либо иного жреца или
отшельника, более знающего, чем Благословенный, в отношении
просветления». Неужели, Сарипутта, ты охватил своим умом умы
всех Арахантов, Полностью Просветлённых [Будд], что появлялись
в прошлом, и узнал так: «Те Благословенные имели такие-то добродетели,
такие-то качества, такую-то мудрость, такие-то пребывания, такое-то
освобождение?»
«Нет, Учитель».
«В таком
случае, Сарипутта, охватил ли ты своим умом умы всех Арахантов,
Полностью Просветлённых [Будд], что появятся в будущем, и узнал
так: «Те Благословенные будут иметь такие-то добродетели, такие-то
качества, такую-то мудрость, такие-то пребывания, такое-то освобождение?»
«Нет, Учитель».
«В
таком случае, Сарипутта, охватил ли ты своим умом мой собственный
ум – ведь я в настоящее время являюсь Арахантом, Полностью Просветлённым
[Буддой] – и узнал так: «Благословенный имеет такие-то добродетели,
такие-то качества, такую-то мудрость, такие-то пребывания, такое-то
освобождение».
«Нет, Учитель».
«Сарипутта,
когда у тебя нет каких-либо знаний охвата умов Арахантов, Полностью
Просветлённых прошлого, будущего, настоящего – почему же ты
произносишь это громкое заявление, столь однозначный и категоричный
львиный рык: «Учитель, у меня такое доверие к Благословенному,
что я верю, что прежде никогда не было, не будет в будущем,
и нет в настоящем какого-либо иного жреца или отшельника, более
знающего, чем Благословенный, в отношении просветления»?
«У
меня нет каких-либо знаний охвата умов Арахантов, Полностью
Просветлённых прошлого, будущего, настоящего, но всё же я понял
это путём умозаключений из Дхаммы. Представьте, Учитель, как
если бы у царя был бы приграничный город с прочными бастионами,
стенами, арками, и лишь с единственными воротами. И туда поставили
бы привратника – мудрого, умелого, умного; того, кто не впускает
чужаков, а впускает [только] знакомых. И совершая обход вокруг
города, он не увидел бы в [городской] стене ни трещины, ни проёма
такого размера, чтобы в него смогла бы пролезть кошка. Он бы
подумал: «Какие бы большие существа ни входили и ни покидали
город, все они входят или покидают его через эти единственные
врата».
Точно
также, Учитель, я понял это путём умозаключений из Дхаммы: любые
Араханты, Полностью Просветлённые [Будды], которые появлялись
в прошлом – все эти Благословенные вначале отбросили пять помех,
загрязнений ума, ослабителей мудрости. Затем, с умами, хорошо
утверждёнными в четырёх основах осознанности, они правильно
развили семь факторов просветления, и, таким образом, пробудились
в непревзойдённое совершенное просветление.
И, Учитель,
любые Араханты, Полностью Просветлённые [Будды], которые появятся
в будущем, все эти Благословенные вначале отбросят пять помех,
загрязнений ума, ослабителей мудрости. Затем, с умами, хорошо
утверждёнными в четырёх основах осознанности, они правильно
разовьют семь факторов просветления, и, таким образом, пробудятся
в непревзойдённое совершенное просветление.
И, Учитель,
Благословенный, который в настоящее время является Арахантом,
Полностью Просветлённым [Буддой], вначале отбросил пять помех,
загрязнений ума, ослабителей мудрости. Затем, с умом, хорошо утверждённым
в четырёх основах осознанности, он правильно развил семь факторов
просветления, и, таким образом, пробудился в непревзойдённое
совершенное просветление».
«Хорошо,
хорошо, Сарипутта! В таком случае, Сарипутта, тебе следует часто
повторять это изложение Дхаммы монахам, монахиням, мирянам,
и мирянкам. Даже если у неких глупых людей может быть замешательство
и неуверенность в отношении Татхагаты, когда они услышат это
изложение Дхаммы, их замешательство и неуверенность в отношении
Татхагаты будет отброшена».
|