[Благословенный
сказал]: «Монахи, [в отношении] тех монахов, что совершенны в
нравственности, совершенны в сосредоточении, совершенны в мудрости,
совершенны в освобождении, совершенны в знании и видении освобождения
– то:
* даже
[только] увидеть таких монахов крайне полезно, я говорю вам,
* даже услышать таких монахов
крайне полезно, я говорю вам,
* даже
подойти к таким монахам крайне полезно, я говорю вам,
* даже
прислуживать таким монахам крайне полезно, я говорю вам,
* даже
памятовать о таких монахах крайне полезно, я говорю вам,
* даже
следовать за такими монахами крайне полезно, я говорю вам,
И
почему? Потому что тот, кто услышал Дхамму от таких монахов,
тот пребывает в двояком уединении
– то есть, в уединении телом
и умом1.
1)
Пребывая в таком уединении, он вспоминает и размышляет над Дхаммой.
Монахи, когда монах, пребывая в таком уединении, вспоминает
Дхамму, обдумывает её
– то в этом случае в нём
возникает фактор просветления «осознанность». И так, по мере того как он пребывает в таком уединении, вспоминая и обдумывая
Дхамму, фактор осознанности полностью развивается в [уме] монаха.
2)
Пребывая столь осознанным, он распознаёт Дхамму, изучает
её, тщательно исследует её. Монахи, когда монах, пребывая столь
осознанным, распознаёт Дхамму, изучает её, тщательно исследует
её
– то в этом случае в нём
возникает фактор просветления «исследование Дхамм». И так фактор
исследования Дхамм полностью развивается в [уме] монаха.
3)
Когда монах распознаёт мудростью Дхамму, изучает её, исследует
её
– то в этом случае в нём
возникает неослабевающее усердие. Монахи, когда монах распознаёт
мудростью Дхамму, изучает её, исследует её, порождая неослабевающее
усердие
– то в этом случае в нём
возникает фактор просветления «усердие». Так фактор усердия
полностью развивается в [уме] монаха.
4)
Когда возникло усердие, то не-плотский восторг2
возникает в нём. Монахи, когда не-плотский восторг возникает
в зародившем усердие монахе
– то в этом случае в нём
возникает фактор просветления «восторг». Так фактор восторга
полностью развивается в [уме] монаха.
5)
У того монаха, чей ум пропитан восторгом, тело успокаивается,
ум успокаивается. Монахи, когда у монаха, чей ум пропитан восторгом,
тело успокаивается, ум успокаивается
– то в этом случае в нём
возникает фактор просветления «безмятежность». Так фактор безмятежности
полностью развивается в [уме] монаха.
6)
У того монаха, чьё тело безмятежно, возникает счастье. У того,
кто счастлив, ум становится сосредоточенным. Монахи, когда у
монаха, чьё тело безмятежно, возникает счастье и [потому] ум
сосредотачивается
– то в этом случае в нём
возникает фактор просветления «сосредоточение». Так фактор сосредоточения
полностью развивается в [уме] монаха.
7)
Он пристально, с невозмутимостью рассматривает такой сосредоточенный
ум. Монахи, когда монах пристально, с невозмутимостью, рассматривает
такой сосредоточенный ум
– то в этом случае в нём
возникает фактор просветления «невозмутимость». Так фактор невозмутимости
полностью развивается в [уме] монаха.
Монахи, когда эти семь факторов просветления возделывались и
часто развивались таким способом, то можно ожидать [созревания]
этих семи плодов и преимуществ.
Каких семи
плодов и преимуществ?
1)
Монах обретает конечную цель уже в этой самой жизни.
2)
Если он не достигает конечной цели уже в этой самой жизни,
то он достигает её в момент смерти.
3)
Если он не достигает конечной цели ни уже в этой самой
жизни, ни в момент смерти
– то с полным уничтожением
пяти нижних оков он становится тем, кто обретает ниббану в промежутке.
4)
Если он не достигает конечной цели ни уже в этой самой
жизни, ни в момент смерти, ни в промежутке
– то с полным уничтожением
пяти нижних оков он становится тем, кто обретает ниббану на
месте приземления.
5)
Если он не достигает конечной цели ни уже в этой самой
жизни, ни в момент смерти, ни в промежутке, ни на месте приземления
– то с полным уничтожением
пяти нижних оков он становится тем, кто обретает ниббану без
приложения усилий.
6)
Если он не достигает конечной цели ни уже в этой самой жизни,
ни в момент смерти, ни в промежутке, ни на месте приземления,
ни без приложения усилий
– то с полным уничтожением
пяти нижних оков он становится тем, кто обретает ниббану с приложением
усилий.
7)
Если он не достигает конечной цели ни уже в этой самой жизни,
ни в момент смерти, ни в промежутке, ни на месте приземления,
ни без приложения усилий, ни с приложением усилий
– то с полным уничтожением
пяти нижних оков он становится тем, кто будет продвигаться вверх,
направляясь к миру Аканиттха.
Монахи,
когда эти семь факторов просветления возделывались и часто развивались
таким способом, то можно ожидать [созревания] этих семи плодов
и преимуществ.
|