И
тогда странник Ваччхаготта подошёл к Благословенному и обменялся
с ним вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями и любезностями
он сел рядом и сказал Благословенному:
«Так
как же, Мастер Готама, мир вечен?»
«Ваччха,
я не утверждал, что «Мир вечен».
«В
таком случае, Мастер Готама, мир не вечен?»
«Ваччха,
я не утверждал и такого, что «Мир не вечен».
«Тогда
как же, Мастер Готама, мир ограничен?»
«Ваччха,
я не утверждал, что «Мир ограничен».
«В
таком случае, Мастер Готама, мир безграничен?»
«Ваччха,
я не утверждал и такого, что «Мир безграничен».
«Тогда
как же, Мастер Готама, душа и тело – это одно и то же?»
«Ваччха,
я не утверждал, что «Душа и тело – это одно и то же».
«В
таком случае, Мастер Готама, душа это одно, а тело – иное?»
«Ваччха,
я не утверждал и такого, что «душа это одно, а тело – иное».
«Тогда
как же, Мастер Готама, Татхагата существует после смерти?»
«Ваччха,
я не утверждал, что «Татхагата существует после смерти».
«В
таком случае, Мастер Готама, Татхагата не существует после смерти?»
«Ваччха,
я не утверждал, что «Татхагата не существует после смерти».
«Так
выходит ли, Мастер Готама, что Татхагата и существует и не существует
после смерти?»
«Ваччха,
я не утверждал, что «Татхагата и существует и не существует
после смерти».
«Значит,
Мастер Готама, Татхагата ни существует, ни не существует после
смерти?»
«Ваччха,
я не утверждал и такого, что «Татхагата ни существует, ни не
существует после смерти».
«Мастер
Готама, в чём условие и причина, почему, когда странникам-приверженцам
иных учений задают такие вопросы, они дают такие ответы как:
«Мир вечен» или «Мир не вечен»; «Душа и тело суть одно» или
«Душа – это одно, а тело – иное»; «Татхагата существует после
смерти» или «Татхагата не существует после смерти» или «Татхагата
и существует и не существует после смерти» или «Татхагата ни
существует, ни не существует после смерти»? И в чем условие
и причина, почему, когда Мастеру Готаме задают такие вопросы,
он не даёт таких ответов?»
«Ваччха,
странники-приверженцы иных учений считают, что «форма – это
«я», или что «я» владеет формой, или что «форма находится внутри
«я», или что «я» находится внутри формы». Они считают, что чувство…
восприятие… формации… сознание – это «я», или что «я» владеет
сознанием, или что «сознание находится внутри «я», или что «я»
находится в сознании». Вот почему, когда странникам-приверженцам
иных учений задают такие вопросы, они дают такие ответы как:
«Мир вечен» ... «Татхагата ни существует, ни не существует после
смерти». Но, Ваччха, Татхагата, Арахант, Полностью Просветлённый
не считает, что «форма – это «я»... ...когда Татхагате задают
такие вопросы, он не даёт таких ответов».
И
тогда странник Ваччхаготта встал со своего сиденья и отправился
к Достопочтенному Махамоггаллане. Он обменялся с Достопочтенным
Махамоггалланой вежливыми приветствиями и после обмена вежливыми приветствиями и любезностями он сказал ему:
«Так
как же, Мастер Моггаллана, мир вечен?»… ...«Татхагата ни существует,
ни не существует после смерти?»
«Ваччха,
Благословенный не утверждал и такого, что: «Татхагата ни существует,
ни не существует после смерти».
«Мастер
Моггаллана, в чём условие и причина, почему, когда странникам-приверженцам
иных учений задают такие вопросы, они дают такие ответы как:
«Мир вечен»… «Татхагата ни существует, ни не существует после
смерти»? И в чем условие и причина, почему, когда отшельнику
Готаме задают такие вопросы, он не даёт таких ответов?»
«Ваччха,
странники-приверженцы иных учений считают, что «форма – это
«я», или что «я» владеет формой, или что «форма находится внутри
«я», или что «я» находится внутри формы». Они считают, что чувство…
восприятие… формации… сознание – это «я», или что «я» владеет
сознанием, или что «сознание находится внутри «я», или что «я»
находится в сознании». Вот почему, когда странникам-приверженцам
иных учений задают такие вопросы, они дают такие ответы как:
«Мир вечен» ... «Татхагата ни существует, ни не существует после
смерти». Но, Ваччха, Татхагата, Арахант, Полностью Просветлённый
не считает, что «форма – это «я»... ...когда Татхагате задают
такие вопросы, он не даёт таких ответов».
«Удивительно,
Мастер Моггаллана! Поразительно, Мастер Моггаллана, как [объяснение]
смысла и [используемые] фразы и учителя и ученика совпадают
и согласуются друг с другом, не расходятся в отношении главного
вопроса. Только что, Мастер Моггаллана, я подходил к отшельнику
Готаме и расспросил его о том же самом. Отшельник Готама объяснил
мне суть точно также, в тех же терминах и фразах, что и Мастер
Моггаллана. Удивительно, Мастер Моггаллана! Поразительно, Мастер
Моггаллана, как [объяснение] смысла и [используемые] фразы и
учителя и ученика совпадают и согласуются друг с другом, не
расходятся в отношении главного вопроса».
|