Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Ваччхаготта-сутта: Ваччхаготта
СН 44.8

 
редакция перевода: 10.06.2025
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 1390"

И тогда странник Ваччхаготта подошёл к Благословенному и обменялся с ним приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями и любезностями он сел рядом и сказал Благословенному:
«Так как же, господин Готама, мир вечен?»
«Ваччха, я не объявлял о том, что «Мир вечен».
«В таком случае, господин Готама, мир не вечен?»
«Ваччха, я не объявлял и о том, что «Мир не вечен».
«Тогда как же, господин Готама, мир ограничен?»
«Ваччха, я не объявлял о том, что «Мир ограничен».
«В таком случае, господин Готама, мир безграничен?»
«Ваччха, я не объявлял и о том, что «Мир безграничен».
«Тогда как же, господин Готама, душа и тело – это одно и то же?»
«Ваччха, я не объявлял о том, что «Душа и тело – это одно и то же».
«В таком случае, господин Готама, душа это одно, а тело – иное?»
«Ваччха, я не объявлял и о том, что «Душа это одно, а тело – иное».
«Тогда как же, господин Готама, Татхагата существует после смерти?»
«Ваччха, я не объявлял о том, что «Татхагата существует после смерти».
«В таком случае, господин Готама, Татхагата не существует после смерти?»
«Ваччха, я не объявлял о том, что «Татхагата не существует после смерти».
«Так выходит ли, господин Готама, что Татхагата и существует и не существует после смерти?»
«Ваччха, я не объявлял о том, что «Татхагата и существует и не существует после смерти».
«Значит, господин Готама, Татхагата ни существует, ни не существует после смерти?»
«Ваччха, я не объявлял и о том, что «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти».
«Господин Готама, в чём условие и причина, почему, когда странникам – приверженцам иных учений задают такие вопросы, они дают такие ответы как: «Мир вечен» или «Мир не вечен»; «Душа и тело – одно» или «Душа – это одно, а тело – иное»; «Татхагата существует после смерти» или «Татхагата не существует после смерти» или «Татхагата и существует и не существует после смерти» или «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти»? И в чем условие и причина, почему, когда господину Готаме задают такие вопросы, он не даёт таких ответов?»
«Ваччха, странники – приверженцы иных учений считают материальную форму таковой: „Это – моё, я таков, это моё ‘я’“. Они считают чувство… восприятие… формации [ума]… сознание таковым: „Это – моё, я таков, это моё ‘я’“. Вот почему, когда странникам – приверженцам иных учений задают такие вопросы, они дают такие ответы: „Мир вечен...“, „Татхагата ни существует, ни не существует после смерти“. Но, Ваччха, Татхагата, совершенный, полностью просветлённый не считает, что «материальная форма – это «я»... ...когда Татхагате задают такие вопросы, он не даёт таких ответов».
И тогда странник Ваччхаготта встал со своего сиденья и отправился к достопочтенному Махамоггаллане. Он обменялся с достопочтенным Махамоггалланой приветствиями и после обмена вежливыми приветствиями и любезностями он сказал ему:
«Так как же, господин Моггаллана, мир вечен?»… ...«Татхагата ни существует, ни не существует после смерти?»
«Ваччха, Благословенный не объявлял и о том, что: «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти».
«Господин Моггаллана, в чём условие и причина, почему, когда странникам – приверженцам иных учений задают такие вопросы, они дают такие ответы как: «Мир вечен»… «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти»? И в чем условие и причина, почему, когда отшельнику Готаме задают такие вопросы, он не даёт таких ответов?»
«Ваччха, странники – приверженцы иных учений считают материальную форму таковой: „Это – моё, я таков, это моё ‘я’“. Они считают чувство… восприятие… формации [ума]… сознание таковым: „Это – моё, я таков, это моё ‘я’“. Вот почему, когда странникам – приверженцам иных учений задают такие вопросы, они дают такие ответы: „Мир вечен...“, „Татхагата ни существует, ни не существует после смерти“. Но, Ваччха, Татхагата, совершенный, полностью просветлённый не считает, что «материальная форма – это «я»... ...когда Татхагате задают такие вопросы, он не даёт таких ответов».
«Удивительно, господин Моггаллана! Поразительно, господин Моггаллана, как [объяснение] смысла и [используемые] формулировки учителя и ученика совпадают и согласуются друг с другом, не расходятся в отношении главного вопроса. Только что, господин Моггаллана, я подходил к отшельнику Готаме и расспросил его о том же самом. Отшельник Готама объяснил мне суть точно так же, в тех же терминах и фразах, что и господин Моггаллана. Удивительно, господин Моггаллана! Поразительно, господин Моггаллана, как [объяснение] смысла и [используемые] формулировки учителя и ученика совпадают и согласуются друг с другом, не расходятся в отношении главного вопроса».



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.