Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Чаттутха сарипутта коттхитта сутта: Сарипутта и Коттхита (IV)
СН 44.6

 
редакция перевода: 29.10.2013
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 1386"

Однажды Достопочтенный Сарипутта и Достопочтенный Махакоттхита пребывали в Варанаси в Оленьем Парке в Исипатане. И тогда, вечером, Достопочтенный Сарипутта вышел из затворничества и отправился к Достопочтенному Махакоттхите. Он обменялся с ним вежливыми приветствиями и после обмена вежливыми приветствиями и любезностями сел рядом и сказал:
«Так как же, друг Коттхита, существует ли Татхагата после смерти?»
«Друг, Благословенный не утверждал, что «Татхагата существует после смерти».
«В таком случае, друг Коттхита, Татхагата не существует после смерти?»
«Друг, Благословенный не утверждал, что «Татхагата не существует после смерти».
«Так выходит ли, друг Коттхита, что Татхагата и существует и не существует после смерти?»
«Друг, Благословенный не утверждал, что «Татхагата и существует и не существует после смерти».
«Значит, друг Коттхита, Татхагата ни существует, ни не существует после смерти?»
«Друг, Благословенный не утверждал и такого, что «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти».
«Как такое может быть, друг Коттхита? Будучи спрошенным: «Так как же, друг Коттхита, существует ли Татхагата после смерти?... не существует после смерти?… и существует и не существует после смерти?... ни существует, ни не существует после смерти?» каждый раз ты отвечал: «Друг, Благословенный не утверждал, что это так». Так в чём же условие и причина, друг Коттхита, что Благословенный не утверждал, что это так?»

Наслаждение совокупностями

«Друг, только тот, кто наслаждается формой, ищет наслаждения в форме, радуется форме, и не знает и не видит в соответствии с действительностью прекращения формы, думает так: «Татхагата существует после смерти» или «Татхагата не существует после смерти» или «Татхагата и существует и не существует после смерти» или «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти».
Только тот, кто наслаждается чувством… восприятием… формациями [ума]... сознанием, ищет наслаждения в сознании, радуется сознанию и не знает и не видит в соответствии с действительностью прекращение сознания, думает так: «Татхагата существует после смерти» ... «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти».
Но, друг, тот, кто не наслаждается формой, не ищет наслаждения в форме, не радуется форме, и кто знает и видит в соответствии с действительностью прекращение формы, тот не думает так: «Татхагата существует после смерти»... «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти».

Тот, кто не наслаждается чувством…
Тот, кто не наслаждается восприятием…
Тот, кто не наслаждается формациями [ума]...
Тот, кто не наслаждается сознанием, не ищет наслаждения в сознании, не радуется сознанию, и кто знает и видит в соответствии с действительностью прекращение сознания, тот не думает так: «Татхагата существует после смерти»... «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти».
Вот в чём, друг, причина и условие, почему Благословенный не утверждал, что это так».

Наслаждение существованием

«Но, друг, есть ли другой метод объяснения того, почему Благословенный не утверждал, что это так?»
«Есть, друг. Только тот, кто наслаждается существованием, ищет наслаждения в существовании, радуется существованию и не знает и не видит в соответствии с действительностью прекращение существования, думает так: «Татхагата существует после смерти» или «Татхагата не существует после смерти» или «Татхагата и существует и не существует после смерти» или «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти».
Но, друг, тот, кто не наслаждается существованием, не ищет наслаждения в существовании, не радуется существованию, и кто знает и видит в соответствии с действительностью прекращение существования, тот не думает так: «Татхагата существует после смерти»... «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти».
Вот в чём, друг, причина и условие, почему Благословенный не утверждал, что это так».

Наслаждение цеплянием

«Но, друг, есть ли другой метод объяснения того, почему Благословенный не утверждал, что это так?»
«Есть, друг. Только тот, кто наслаждается цеплянием, ищет наслаждения в цеплянии, радуется цеплянию и не знает и не видит в соответствии с действительностью прекращение цепляния, думает так: «Татхагата существует после смерти» или «Татхагата не существует после смерти» или «Татхагата и существует и не существует после смерти» или «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти».
Но, друг, тот, кто не наслаждается цеплянием, не ищет наслаждения в цеплянии, не радуется цеплянию, и кто знает и видит в соответствии с действительностью прекращение цепляния, тот не думает так: «Татхагата существует после смерти»... «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти».
Вот в чём, друг, причина и условие, почему Благословенный не утверждал, что это так».

Наслаждение жаждой

«Но, друг, есть ли другой метод объяснения того, почему Благословенный не утверждал, что это так?»
«Есть, друг. Только тот, кто наслаждается жаждой, ищет наслаждения в жажде, радуется жажде и не знает и не видит в соответствии с действительностью прекращение жажды, думает так: «Татхагата существует после смерти» или «Татхагата не существует после смерти» или «Татхагата и существует и не существует после смерти» или «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти».
Но, друг, тот, кто не наслаждается жаждой, не ищет наслаждения в жажде, не радуется жажде, и кто знает и видит в соответствии с действительностью прекращение жажды, тот не думает так: «Татхагата существует после смерти»... «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти».
Вот в чём, друг, причина и условие, почему Благословенный не утверждал, что это так».

Иной метод

«Но, друг, есть ли другой метод объяснения того, почему Благословенный не утверждал, что это так?»
«Друг Сарипутта, зачем тебе нужно что-либо помимо этого? Друг Сарипутта, когда монах освободился посредством уничтожения жажды, нет круговерти [совокупностей] за счёт которой его можно было бы описать».



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.