Ананда
сутта: Ананда
СН 44.10
|
|
редакция
перевода: 29.10.2012
Перевод с английского: SV
источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 1393"
|
|
И
тогда странник Ваччхаготта отправился к Благословенному и обменялся
с ним вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями и любезностями
он сел рядом и сказал Благословенному:
«Так как
же, Мастер Готама, существует ли «я»?
Когда так
было сказано, Благословенный ничего не ответил.
«В таком
случае, Мастер Готама, «я» не существует?»
И во второй
раз Благословенный ничего не ответил.
Тогда странник
Ваччхаготта поднялся со своего сиденья и ушёл. Затем, вскоре
после того, как странник Ваччхаготта ушёл, Достопочтенный Ананда
обратился к Благословенному: «Почему, Учитель, когда Благословенному
задал вопрос странник Ваччхаготта, [Благословенный] ничего не
ответил?»
«Если
бы, Ананда, будучи спрошенным странником Ваччхаготтой так: «Существует
ли «я», я бы ответил «я» существует» – то [такой ответ] поддержал
бы тех отшельников и жрецов, которые являются этерналистами.
А если бы, будучи спрошенным странником Ваччхаготтой так: «Существует
ли «я», я бы ответил «я» не существует» – то [такой ответ] поддержал
бы тех отшельников и жрецов, которые являются аннигиляционистами.
Если
бы, Ананда, будучи спрошенным странником Ваччхаготтой так: «Существует
ли «я», я бы ответил «я» существует» – то разве [такой ответ]
согласовывался бы с появлением у меня знания о том, что «все
феномены безличностны»?
«Нет, Учитель».
«А
если бы, будучи спрошенным странником Ваччхаготтой так: «я»
не существует?», я бы ответил «я» не существует» – то тогда
странник Ваччхаготта, будучи сбитым с толку уже тогда, впал
бы в ещё большее замешательство, думая: «Так выходит, то самое
«я», которое у меня было прежде, теперь не существует»1.
|
↑
|
1 |
По
заметке Дост. Бодхи: "Здесь, вероятно, речь идёт о том, что
Ваччхаготта истолковал бы отрицательный ответ Будды как отрицание
своей эмпирической личности, которую он соотносил со своим "я"
(опираясь на те или иные воззрения о самости). Следует быть весьма
осмотрительными с двумя причинами, по которым Будда не утверждает
"Я не существует". Он не делает такого утверждения не
потому, что признаёт некую трансцендентную личность (или "я"),
как предполагают некоторые толкователи, и не потому, что, якобы,
его волнует только "стратегия восприятия", не учитывающая
онтологических утверждений, как полагают другие – но потому что
a) подобные выражения использовались аннигиляционистами, а Будда
не хотел, чтобы его учение было похоже на их, а также б) потому
что он не хотел, чтобы человек, привязанный к идее о "я"
запутался бы ещё больше. Будда утверждает, что "все феномены
безличностны" (саббе дхамма анатта), что означает, что если кто-либо
будет искать "я" где-либо, то не сможет обнаружить его.
Поскольку "все феномены" включает в себя и обусловленные
и необусловленные феномены, то это исключает возможность существования
абсолютно трансцендентного, невыразимого и неописуемого "я". |
◄
|
▲
|
|
٭
|
©
theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.
|
|