Анимиттапаньха
сутта: Вопрос о беспредметном
СН 40.9
|
|
редакция
перевода: 06.06.2025
Перевод с английского: SV
источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 1308"
|
|
Однажды
достопочтенный Махамоггаллана проживал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики. И там Достопочтенный Махамоггаллана
обратился к монахам так:
«Друзья
монахи!»
«Друг!»
– отвечали те монахи. Достопочтенный Махамоггаллана сказал следующее:
«Вот,
друзья, по мере того как я пребывал уединённым в затворничестве,
такое раздумье возникло в моём уме: «Так говорят – «беспредметное
сосредоточение ума, беспредметное сосредоточение ума». Что же
такое беспредметное сосредоточение ума?1»
И
тогда, друзья, мысль пришла ко мне: «Вот, не уделяя внимания
всем образам, монах входит в беспредметное сосредоточение ума
и пребывает [в нём]. Это называется беспредметным сосредоточением
ума».
Затем,
друзья, не уделяя внимания всем образам, я вошёл в беспредметное
сосредоточение ума и пребывал [в нём]. По мере того как я пребывал
там, моё сознание стало устремляться вместе с образами2.
Тогда,
друзья, Благословенный пришёл ко мне посредством сверхъестественных
сил и сказал так: «Моггаллана, Моггаллана, не будь беспечным,
брахман, в отношении беспредметного сосредоточения ума. Утверди
свой ум в беспредметном сосредоточении ума, объедини свой ум
в беспредметном сосредоточении ума, сосредоточь свой ум в беспредметном
сосредоточении ума». И далее, друзья, спустя какое-то время,
не уделяя внимания всем образам, я вошёл в беспредметное сосредоточение
ума и пребывал [в нём].
Если, друзья, кто-либо правдиво говорил бы о ком-либо так: «Он – ученик, достигший величия в прямом знании под руководством Учителя» – то он мог бы так правдиво сказать обо мне».
|
↑
|
1 |
Анимитта
четосамадхи. Комментарий поясняет, что это сосредоточение прозрения
(випассана-самадхи), которое происходит тогда, когда практикующий
отбросил видение постоянства и т.д. |
↑
|
2 |
Нимитта-нусари
виннянан хоти. Комментарий: "Подобное произошло по мере того
как проистекало его мощное и острое знание прозрения в его сосредоточении
прозрения. Подобно тому, как если когда человек, рубящий дерево
острым топором, будет постоянно осматривать лезвие [топора] и
[из-за этого] не выполнит работы по срубанию дерева, точно так
же тхера [Моггаллана] развил влечение (никанти) к прозрению и
не осуществлял его [до конечной цели]".
SV: Комментарий настойчиво трактует данный вид самадхи как прозрение,
но не объясняет, в чём именно оно заключается. Скорее всего, речь
идёт о таком сосредоточнии, когда ум перестаёт выхватывать познаваемые
объекты, автоматически наделяя их самосущностью за счёт умственного
формирования их отдельных ограниченных образов (нимитт), то есть
по сути наделяя их в плане познания независимым существованием.
Подобное уникальное состояние познающего ума должно привести к
глубочайшему постижению безличностности и безсамостности чего
бы то ни было с последующим прекращением цепляния.
Хотя в данной саньютте беспредметное сосредоточение ума идёт после
сферы ни-восприятия-ни-не-восприятия, другие сутты канона намекают,
что к нему можно перейти сразу после освоения 4-й джханы. Подобным
путём, очевидно, идут араханты, которые классифицируются как "освобождённые
мудростью". |
◄
|
▲
|
|
٭
|
©
theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.
|
|