В
Саваттхи. И тогда великое жертвоприношение было устроено в честь
царя Пасенади Косальского. Пятьсот быков, пятьсот волов, пятьсот
тёлок, пятьсот коз, пятьсот баранов были приведены к жертвенному
столбу. И его рабы, слуги, рабочие, подгоняемые наказанием и страхом,
занимались приготовлениями, рыдающие, с полными слёз лицами1.
И тогда,
утром, группа монахов, одевшись, взяв чаши и одеяния, вошла
в Саваттхи за подаяниями. Походив по Саваттхи в поисках подаяний,
они вернулись с хождения за подаяниями, подошли к Благословенному,
поклонились ему, сели рядом и сказали: «Так вот, Учитель, великое
жертвоприношение устроено в честь царя Пасенади Косальского.
Пятьсот быков... баранов были приведены к жертвенному столбу.
И его рабы, слуги, рабочие, подгоняемые наказанием и страхом,
занимались приготовлениями, рыдающие, с полными слёз лицами».
И тогда
Благословенный, осознав значение этого, произнёс по тому случаю
следующие строфы:
«Есть жертва
лошадьми, людьми есть жертва также,
Саммапаса, ваджапеййя, а также нираггала:
Жестокостью исполненные жертвования эти,
Едва ли принесут они кому большое благо.
И мудрецы
великие, что праведно ведут себя,
Сопутствовать такому подношению не станут,
Где козы, овцы и иной рогатый скот
Самых различных видов попадают вдруг под нож.
Но если
подношение насилия лишено,
Что по семейному обычаю свершается всегда,
Где нет ни коз, и ни овец, и ни рогатого скота
Самых различных видов, попадают что под нож:
То мудрецы великие, что праведно ведут себя,
Сопутствовать такому подношению могли б.
Вот мудрый
человек что должен подносить:
То жертвование, что великий плод ему даёт.
Ведь для того, кто подношение это совершит –
Будет ему во благо и вреда не принесёт.
Такое подношение значительно весьма,
И небожители также довольны будут им».
|