В
Саваттхи. Сидя рядом, царь Пасенади Косальский сказал Благословенному:
«Так вот, Господин, по мере того как я пребывал уединённым в
затворничестве, следующее раздумье возникло у меня в уме: «Кто
же сам себе дорог, и кто сам себе враг?» И затем, Господин, мысль
пришла ко мне: «Тот, кто ведёт себя неподобающе телом, речью,
умом – тот сам себе враг. Даже если они сказали бы: «Мы сами себе
дороги», всё равно они сами себе враги. И почему? Потому что по
собственной воле они поступают с собой так, как враг мог бы поступать
с врагом. Вот почему они сами себе враги. Но те, кто имеет благое
поведение телом, речью, умом – те сами себе дороги. Даже если
они сказали бы: «Мы сами себе враги», всё равно они сами себе
дороги. И почему? Потому что по собственной воле они поступают
с собой так, как дорогой человек мог бы поступать с дорогим ему
человеком. Вот почему они сами себе дороги».
«Так
оно, великий царь! Так оно, великий царь! Тот, кто ведёт себя
неподобающе… 1
...сами себе». [И далее он добавил]:
«Если ты
дорог сам себе,
Не связывай себя со злом,
Ведь трудно счастье обрести
Тому, проступок кто свершил.
И
если смертью2
схвачен он,
Как оставляет мир людей,
То есть ли что-либо «его»,
Что в момент смерти он возьмёт?
Что же последует за ним
Как будто собственная тень?
Заслуги,
равно как и зло,
Что смертный здесь и совершил:
Вот что является «его»,
Что в момент смерти он возьмёт.
Оно последует за ним,
Как будто собственная тень.
Поэтому
свершай добро,
Наследство жизни, что придёт.
Заслуги – средства для существ,
[Возникнут] в мире что ином».
|