В
Саваттхи. И тогда царь Пасенади Косальский отправился к Благословенному,
поклонился ему и сел рядом. Благословенный затем сказал ему:
«Великий
царь, есть четыре типа личностей, существующих в мире. Какие
четыре?
* Тот, кто направляется
из тьмы во тьму;
*
Тот, кто направляется из тьмы к свету;
*
Тот, кто направляется из света во тьму;
*
Тот, кто направляется из света к свету.
И какова, великий царь, личность, что направляется из тьмы во
тьму? Вот некий человек родился в низшей семьей – семье чандал,
работников по бамбуку, охотников, изготовителей повозок, собирателей
цветов – [то есть] в бедной семье, в которой мало еды и питья,
которая трудно живёт, в которой еда и одежда добываются с трудом.
И он безобразен, некрасив, уродлив, [одолеваем] хроническими
болезнями — плохо видит, калека, хромой или парализованный.
Он не тот, кто получает еду, напитки, одежду и средства передвижения;
гирлянды, благовония, мази; постели, жилища и лампы. Он совершает
проступки телом, речью, умом. Сделав так, с распадом тела, после
смерти, он перерождается в состоянии лишений, в несчастливом
уделе, в нижних мирах, [даже] в аду.
Представь,
великий царь, как если бы человек шёл бы из тьмы во тьму, из
сумрака в сумрак, из грязи в грязь. Эта личность, я говорю тебе,
в точности такая же. Вот таким образом, великий царь, эта личность – это тот, кто направляется из тьмы во тьму.
И какова, великий царь, личность, что направляется из тьмы к
свету? Вот некий человек родился в низшей семье… еда и одежда
добываются с трудом. И он безобразен… парализованный. Он не
тот, кто получает еду, напитки… жилища и лампы. Он совершает
благие поступки телом, речью, умом. Сделав так, с распадом тела,
после смерти, он перерождается в счастливом уделе, даже в небесном
мире.
Представь,
великий царь, как если бы человек забрался с земли на паланкин,
или с паланкина на спину лошади, или со спины лошади на спину
слона, или со спины слона на дворец. Эта личность, я говорю
тебе, в точности такая же. Вот таким образом, великий царь,
эта личность – это тот, кто направляется из тьмы к свету.
И какова, великий царь, личность, что направляется из света
во тьму? Вот некий человек родился в высшей семье — зажиточной
семье кхаттиев, зажиточной семье брахманов, зажиточной семье
домохозяев — с большим богатством и имуществом, с запасами золота
и серебра, с большими владениями и сбережениями, с обилием ценностей
и зерна. И он красив, привлекателен, изящен,
наделён величайшей внешней красотой. Он получает еду, напитки,
одежду и средства передвижения; гирлянды, благовония, мази;
постели, жилища и лампы. Он совершает проступки телом, речью,
умом. Сделав так, с распаом тела, после смерти, он перерождается
в состоянии лишений, в несчастливом уделе, в нижних мирах, [даже]
в аду.
Представь,
великий царь, как если бы человек спустился с особняка на спину
слона, или со спины слона на спину лошади, или со спины лошади
на паланкин, или с паланкина на землю, или с земли в тьму подземелья.
Эта личность, я говорю тебе, в точности такая же. Вот таким
образом, великий царь, эта личность – это тот, кто направляется
из света во тьму.
И
какова, великий царь, личность, что направляется из света к
свету? Вот некий человек родился в высшей семье… с обилием ценностей
и зерна. И он красив… Он получает еду… жилища и лампы. Он совершает
благие поступки телом, речью, умом. Сделав так, с распадом тела,
после смерти, он перерождается в счастливом уделе, даже в небесном
мире.
Представь,
великий царь, как если бы человек перелез с паланкина на паланкин,
или со спины лошади на спину лошади, или со спины слона на спину
слона, или с дворца на дворец. Эта личность, я говорю тебе,
в точности такая же. Вот таким образом, великий царь, эта личность
– это тот, кто направляется из света к свету.
Таковы,
великий царь, четыре типа личностей, существующих в мире». [И
далее он добавил]:
«Вот, царь, человек тот, что беден,
Он скуп, веры он не имеет.
И скареден он, злонамерен,
Во взглядах неправ, неучтивый.
Отшельников он оскорбляет,
Жрецов и различных монахов.
И он нигилист, он глумится,
Мешает давать попрошайкам.
О царь, и в момент своей смерти,
Владыка людей, устремится
Он в ад, что ужасен и страшен,
Из тьмы и во тьму направляясь.
Вот, царь, человек, тот, что беден,
Он щедрый и веру имеет.
И блага желая, даёт он,
Он тот, ум кого не разрознен.
Встаёт, почитает аскетов,
Жрецов и различных монахов.
И праведен он в поведении,
Еду попрошайкам дарует.
О царь, и в момент своей смерти,
Владыка людей, устремится
Он в тройственный мир, что на небе,
Ко свету из тьмы направляясь.
Вот, царь, человек, что богатый.
Он скуп, веры он не имеет.
И скареден он, злонамерен,
Во взглядах неправ, неучтивый.
Отшельников он оскорбляет,
Жрецов и различных монахов.
И он нигилист, он глумится,
Мешает давать попрошайкам.
О царь, и в момент своей смерти,
Владыка людей, устремится
Он в ад, что ужасен и страшен,
Из света во тьму направляясь.
Вот, царь, человек, что богатый.
Он щедрый и веру имеет.
И блага желая, даёт он,
Он тот, ум кого не разрознен.
Встаёт, почитает аскетов,
Жрецов и различных монахов.
И праведен он в поведении,
Еду попрошайкам дарует.
О царь, и в момент своей смерти,
Владыка людей, устремится
Он в тройственный мир, что на небе,
Ко свету из света идёт он».
|