Однажды
Благословенный пребывал в Саваттхи в Восточном Парке в Особняке
Матери Мигары. И тогда, вечером, Благословенный вышел из затворничества
и сидел у внешних ворот. И тогда царь Пасенади Косальский подошёл
к Благословенному, поклонился ему и сел рядом.
В
то время семь джатил, семь нигантхов1,
семь голых аскетов, семь аскетов одного одеяния, семь странников
с волосатыми подмышками, длинными ногтями, длинными волосами
на теле, несущие вязанки своих вещей, проходили мимо неподалёку
от Благословенного. И тогда царь Пасенади Косальский поднялся
со своего сиденья, закинул верхнее одеяние за плечо, преклонил
правое колено на землю и, подняв сложенные ладони в почтительном
приветствии к семи джатилам, семи нигантхам, семи голым аскетам,
семи аскетам одного одеяния, семи странникам, объявил им своё
имя трижды: «Я, почтенные, царь Пасенади из Косалы! Я, почтенные,
царь Пасенади из Косалы! Я, почтенные, царь Пасенади из Косалы!».
И вскоре
после того, как те семь джатил… нигантхов… голых аскетов… аскетов
одного одеяния… странников ушли, царь Пасенади Косальский подошёл
к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и сказал Благословенному:
«Эти, Господин, входят в число тех людей в мире, которые араханты
или которые вступили на путь к арахантству».
«Великий
царь, тебе, мирянину, который наслаждается чувственными удовольствиями,
пребывает в доме, полном детей, наслаждается сандаловым деревом
из Каси, носит гирлянды, пользуется благовониями и мазями, принимает
золото и серебро, трудно знать об этом: «Эти – араханты, или эти – те, кто вступили на путь к арахантству».
За счёт
длительного проживания вместе, великий царь, можно узнать о
нравственности человека, и только за долгий период, а не за
короткий; тем, кто внимателен, а не тем, кто невнимателен; тем,
кто мудр, а не тем, кто не мудр.
За счёт
общих дел с другим человеком, великий царь, можно узнать его
честность, и только за долгий период, а не за короткий; тем,
кто внимателен, а не тем, кто невнимателен; тем, кто мудр, а
не тем, кто не мудр.
За счёт
различных ситуаций, великий царь, можно узнать выносливость
человека, и только за долгий период, а не за короткий; тем,
кто внимателен, а не тем, кто невнимателен; тем, кто мудр, а
не тем, кто не мудр.
За
счёт ведения бесед, великий царь, можно узнать мудрость человека,
и только за долгий период, а не за короткий; тем, кто внимателен,
а не тем, кто невнимателен; тем, кто мудр, а не тем, кто не
мудр»2.
«Удивительно,
Господин! Поразительно, Господин! Как хорошо об этом сказал
Благословенный: «Великий царь, тебе, мирянину… 3
...кто мудр, а не тем, кто не мудр». Эти [аскеты], Господин,
мои шпионы, тайные агенты, которые возвращались после разведки
[обстановки] в стране. Вначале они собирают информацию, а потом
я заставлю их раскрыть её. И теперь, Господин, когда они смыли
пыль и грязь, помылись и привели себя в надлежащий вид, подстригли
волосы и бороду, надели белые одежды, они будут наслаждаться
собой, будучи обеспеченными и наделёнными пятью нитями чувственных
удовольствий».
И тогда
Благословенный, осознав значение этого, произнёс по тому случаю
следующие строфы:
«Узнать кого-либо по внешности лишь – трудно.
Быстрой [своей] оценке доверять совсем не стоит.
Ведь под личиной сдержанности и контроля
Несдержанные люди странствуют по миру.
Точно поддельная серьга из глины,
Иль грош из бронзы, что покрыт весь позолотой,
Есть те, кто ходят, будто если б были в маске:
Лишь внешне чистые, а внутренне – порочны».
|