Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Аттхасата-сутта: Сто восемь
СН 36.22

 
редакция перевода: 06.06.2025
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 1280"

лагословенный сказал]: «Монахи, я научу вас изложению Дхаммы на тему ста восьми. Слушайте внимательно. И каково, монахи, изложение Дхаммы на тему ста восьми? Я говорил о двух видах чувств с помощью [одного] метода изложения. Я говорил о двух видах чувств с помощью [одного] способа изложения. Я говорил о трёх видах чувств с помощью [иного] способа изложения. Я говорил о пяти видах чувств… о шести видах чувств… о восемнадцати видах чувств… о тридцати шести видах чувств… о ста восьми видах чувств с помощью [ещё одного] способа изложения.
И что такое, монахи, два вида чувств? [Это] телесное и умственное [чувство]. Это называется двумя видами чувств.
И что такое, монахи, три вида чувств? [Это] приятное, болезненное, ни-приятное-ни-болезненное чувство. Это называется тремя видами чувств.
И что такое, монахи, пять видов чувств? [Это] качество удовольствия, качество боли, качество радости, качество грусти, качество невозмутимости. Это называется пятью видами чувств1.
И что такое, монахи, шесть видов чувств? [Это] чувство, рождённое контактом глаза… контактом уха… контактом носа… контактом языка… контактом тела… контактом ума. Это называется шестью видами чувств.
И что такое, монахи, восемнадцать видов чувств? Шесть исследований, сопровождаемых радостью, шесть исследований, сопровождаемых грустью, шесть исследований, сопровождаемых невозмутимостью. Это называется восемнадцатью видами чувств2.
И что такое, монахи, тридцать шесть видов чувств? Шесть исследований, сопровождаемых радостью, основанной на домохозяйской жизни, шесть исследований, сопровождаемых радостью, основанной на отречении, шесть исследований, сопровождаемых грустью, основанной на домохозяйской жизни, шесть исследований, сопровождаемых грустью, основанной на отречении, шесть исследований, сопровождаемых невозмутимостью, основанной на домохозяйской жизни, шесть исследований, сопровождаемых невозмутимостью, основанной на отречении. Это называется тридцатью шестью видами чувств3.
И что такое, монахи, сто восемь видов чувств? [Вышеупомянутые] тридцать шесть видов чувств в прошлом, тридцать шесть в будущем, тридцать шесть в настоящем. Это называется ста восемью видами чувств.
Это, монахи, называется изложением Дхаммы на тему ста восьми».


1 См. СН 48.36, где даётся подробное разъяснение этих 5 качеств.

2 См. МН 137. Здесь эти три качества рассматриваются в отношении шести типов объектов – формы, звуки, запахи, вкусы, осязаемые вещи, объекты ума. Итого получается 18 видов чувств.

3 См. пояснение в МН 137. Здесь эти шесть видов также рассматриваются в отношении шести типов объектов и получается 36 чувств.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.