Однажды
Благословенный пребывал в Косамби на берегу реки Ганг. Там Благословенный
увидел большое бревно, проносящееся мимо течением реки Ганг. И
тогда он обратился к монахам так: «Монахи, видите ли вы это большое
бревно, проносящееся мимо течением реки Ганг?»
«Да, Учитель».
«Если, монахи,
это бревно не устремится к ближнему берегу, если оно не устремится
к дальнему берегу, если не утонет посреди реки, если его не
выбросит на твёрдую землю, если его не поймают человеческие
существа, если его не поймают нечеловеческие существа, если
его не утянет в водоворот, если оно не прогниёт изнутри, то
оно будет направляться, склоняться, устремляться к океану. И
почему? Потому что течение реки Ганг направляется, склоняется,
устремляется к океану.
Точно также,
монахи, если вы не будете устремляться к ближнему берегу, не
будете устремляться к дальнему берегу, не утонете посреди реки,
если вас не выбросит на твёрдую землю, если вас не поймают человеческие
существа, если вас не поймают нечеловеческие существа, если
вас не утянет в водоворот, если вы не прогниёте изнутри, то
вы будете направляться, склоняться, устремляться к ниббане.
Почему? Потому что правильное воззрение направляется, склоняется,
устремляется к ниббане.
Когда так
было сказано, один монах спросил Благословенного: «Но, Учитель,
что такое ближний берег? Что такое дальний берег? ...что такое
внутреннее гниение?»
«Ближний
берег», монах – это обозначение шести внутренних сфер чувств.
«Дальний берег» – это обозначение шести внешних сфер чувств.
«Утонуть посреди реки – это обозначение наслаждения и жажды.
Выброситься на твёрдую землю – это обозначение самомнения «я».
И
что такое, монах, быть пойманным человеческими существами? Вот
кто-либо живёт в общении с мирянами. Он радуется вместе с ними,
грустит вместе с ними. Он счастлив, когда счастливы они, и опечален,
когда опечалены они. Он вовлекается в различные их дела и обязанности.
Вот что означает быть пойманным человеческими существами.
И
что такое, монах, быть пойманным нечеловеческими существами?
Вот кто-либо ведёт святую жизнь с целью [переродиться] среди
той или иной группы божеств, думая так: «Благодаря этой нравственности,
или обету, или аскезе, или святой жизни я стану божеством или
одним среди божеств». Вот что означает быть пойманным нечеловеческими
существами.
«Быть утянутым
в водоворот» – это, монах, обозначение пяти нитей чувственного
удовольствия.
И что такое,
монах, внутреннее гниение? Вот кто-либо безнравственен, обладает
порочным характером, он нечист и сомнителен в своём поведении,
скрытничает в своих поступках, не является отшельником, хотя
заявляет о себе как таковом, не ведёт целомудренную жизнь, хотя
заявляет о себе как таковом, внутренне прогнивший, испорченный,
развращённый. Это называется внутренним гниением».
И в тот
момент пастух Нанда стоял рядом с Благословенным. И тогда он
сказал Благословенному: «Господин, я не буду устремляться к
ближнему берегу, не буду устремляться к дальнему берегу, не
утону посреди реки, меня не выбросит на твёрдую землю, меня
не поймают человеческие существа, меня не поймают нечеловеческие
существа, меня не утянет в водоворот, я не прогнию изнутри.
Могу ли я получить младшее [монашеское] посвящение под [учительством]
Благословенного, могу ли я получить высшее посвящение?»
«В таком
случае, Нанда, верни коров их владельцам».
«Коровы
дойдут обратно сами по себе, Господин, из-за привязанности к
своим телятам».
«Верни коров
их владельцам, Нанда».
И тогда
пастух Нанда вернул коров их владельцам, пришёл обратно к Благословенному
и сказал: «Коровы возвращены их владельцам, Господин. Могу ли
я получить младшее [монашеское] посвящение под [учительством]
Благословенного, могу ли я получить высшее посвящение?»
И тогда
пастух Нанда получил младшее [монашеское] посвящение под [учительством]
Благословенного и получил высшее посвящение. И вскоре после
получения высшего посвящения, пребывая в уединении прилежным, старательным, решительным, Достопочтенный Нанда, реализовав
это для себя посредством прямого знания, здесь и сейчас вошёл
и пребывал в высочайшей цели святой жизни, ради которой представители клана праведно оставляют жизнь домохозяина и ведут жизнь бездомную.
Он напрямую познал: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние существования». Так Достопочтенный Нанда стал одним из арахантов.
|