↑ | 1 |
Примечание
Дост. Тханиссаро
Бхиккху к этой сутте:
Объяснение Канонического Комментария этой сутты достаточно специфическое.
Во первых, комментарий добавляет к этому «Всему», указанному в этой сутте, ещё
три другие схемы «Всего». Одно из таких дополнительных «Всё» предполагает больший
масштаб, нежели в этой сутте, а именно – всеведение Будды (дословно Все-знание).
И это несмотря на то, что в данной сутте сказано, что описание такого «Всего»
лежит за пределами объяснений.
Во-вторых,
Комментарий включает во «Всё», указанное в этой сутте, ниббану
– как дхамму или объект ума – даже несмотря на то, что многочисленные
другие сутты в Каноне особо отмечают, что ниббана лежит вне
сферы шести чувств и их объектов. Например, в Сутта-нипате 5.6
указывается, что человек, достигший ниббаны, вышел за пределы
всех феноменов (саббе дхамма), и потому не может быть описан.
В Мадджхима Никае говорится о «бескачественном
сознании»
(винньянам анидассанам), которое не участвует во «Всеобщности
Всего».
Далее,
в Саньютта Никае 35.24
сказано, что «Всё»
следует оставить. И нигде в Каноне не говорится, что ниббану
следует оставить. Ниббана следует после прекращения (ниродха),
и её нужно реализовать. Как только ниббана реализована, то нет
чего-то, что ещё нужно было бы сделать.
Поэтому,
скорее всего, в этой сутте объяснение термина «Всё»
дано для того, чтобы во всех других лекциях Будды объяснять
«Всё»
как
шесть чувственных сфер и их объекты. Ниббана же лежит вне «Всего».
Это хорошо согласуется с другими местами в Каноне: бесстрастие
– высшая из дхамм (Ити 90), тогда как арахант вышел даже за
пределы бесстрастия (Снп 4.6, Снп 4.10)
|