Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру  
  
 

 
  ٭
.

Рахулавада-сутта: Наставление Рахуле
СН 35.121

 
редакция перевода: 27.05.2025
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 1194"

Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики. И тогда, по мере того как Благословенный пребывал в затворничестве, такое раздумье возникло у него в уме: «Состояния, что созревают в освобождении, достигли зрелости в Рахуле. Что, если я поведу его дальше, к уничтожению пятен [умственных загрязнений]?».
И тогда Благословенный утром оделся, взял чашу и внешнее одеяние и отправился в Саваттхи собирать подаяния. Когда он вернулся с хождения за подаяниями, то, после принятия пищи, он обратился к достопочтенному Рахуле так: «Возьми коврик для сидения, Рахула. Пойдём в рощу Слепых, чтобы провести там остаток дня».
«Да, уважаемый» – ответил достопочтенный Рахула и, взяв коврик для сиденья, он последовал за Благословенным.
В то время многие тысячи дэвов последовали за Благословенным, думая так: «Сегодня Благословенный поведёт достопочтенного Рахулу дальше, к уничтожению пятен [умственных загрязнений]». Затем Благословенный вошёл в рощу Слепых и сел под одним из деревьев, где для него было подготовлено сиденье. Достопочтенный Рахула поклонился Благословенному и сел рядом. Благословенный сказал ему:
«Как ты думаешь, Рахула, глаз является постоянным или непостоянным?»
«Непостоянным, уважаемый».
«А то, что непостоянно, является страданием или счастьем?»
«Страданием, уважаемый».
«А то, что является непостоянным, является страданием и подвержено изменению, может ли считаться таковым: «Это моё, я таков, это моё «я»?
«Нет, уважаемый».

«Формы постоянны или непостоянны?...
«Сознание глаза постоянно или непостоянно?...
«Контакт глаза постоянен или непостоянен?...

«Что-либо, что входит в чувство, восприятие, формации [ума] или сознание, и возникает, имея в качестве условия контакт глаза, постоянно или непостоянно?»
«Непостоянно, уважаемый».
«А то, что непостоянно, является страданием или счастьем?»
«Страданием, уважаемый».
«А то, что является непостоянным, является страданием и подвержено изменению, может ли считаться таковым: «Это моё, я таков, это моё «я»?
«Нет, уважаемый».

«Ухо является постоянным или непостоянным?...

«Нос является постоянным или непостоянным?...

«Язык является постоянным или непостоянным?...

«Тело является постоянным или непостоянным?...

«Ум является постоянным или непостоянным?...
«Умственные феномены постоянны или непостоянны?...
«Сознание ума постоянно или непостоянно?...
«Контакт ума постоянен или непостоянен?...

«Что-либо, что входит в чувство, восприятие, формации [ума] или сознание, и возникает, имея в качестве условия контакт ума, постоянно или непостоянно?»
«Непостоянно, уважаемый».
«А то, что непостоянно, является страданием или счастьем?»
«Страданием, уважаемый».
«А то, что является непостоянным, является страданием и подвержено изменению, может ли считаться таковым: «Это моё, я таков, это моё «я»?
«Нет, уважаемый».
«Видя так, Рахула, хорошо обученный благородный ученик разочаровывается в глазе, формах, сознании глаза, контакте глаза и во всём, что входит в чувство, восприятие, формации и сознание и возникает, имея в качестве условия контакт глаза. Он разочаровывается в ухе… носе… языке… теле… уме, умственных феноменах, сознании ума, контакте ума и во всём, что входит в чувство, восприятие, формации и сознание и возникает, имея в качестве условия контакт ума.
Разочаровавшись, он становится бесстрастным. Через бесстрастие [его ум] освобождён. Когда он освобождён, приходит знание: «Он освобождён». Он понимает: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более появления в каком-либо состоянии существования».
Так сказал Благословенный. Воодушевлённый, достопочтенный Рахула восхитился его словами. И по мере того как произносилось это наставление, ум достопочтенного Рахулы освободился от пятен посредством не-цепляния, а у многих тысяч дэвов возникло незапылённое, незапятнанное видение Дхаммы: «Всё, что подвержено возникновению, – подвержено и прекращению»1.


1 Согласно Комментарию, неисчислимое количество божеств (дэвов) обрели различные степени пробуждения – плоды вступления в поток, однажды-возвращения, не-возвращения, арахантства. Тем не менее, обычно такой фразой в суттах обозначается обретение именно первого плода (вступления в поток).


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.