| [Благословенный
сказал]: «Монахи, из-за чего существующего и из-за цепляния к
чему внутренне возникают удовольствие и боль?»
«Уважаемый,
наши учения укоренены в Благословенном, направляемы Благословенным,
находят пристанище в Благословенном. Было бы хорошо, если бы
Благословенный [сам] прояснил значение этого утверждения. Услышав
это из его уст, монахи запомнят это».
«Когда
есть глаз, монахи, когда есть цепляние к глазу, внутренне возникают
удовольствие и боль. Когда есть ухо… нос… язык… тело… ум, когда
есть цепляние к уму, внутренне возникают удовольствие и боль.
Как вы думаете, монахи, глаз является постоянным или непостоянным?»
«Непостоянным, уважаемый».
«А
то, что непостоянно, является страданием или счастьем?»
«Страданием, уважаемый».
«Но
без цепляния к тому, что непостоянно, является страданием и
подвержено изменению, могли бы внутренне возникнуть удовольствие
и боль?»
«Нет, уважаемый».
«Ухо… нос…
язык… тело… ум является постоянным или непостоянным?»
«Непостоянным, уважаемый».
«А
то, что непостоянно, является страданием или счастьем?»
«Страданием, уважаемый».
«Но
без цепляния к тому, что непостоянно, является страданием и
подвержено изменению, могли бы внутренне возникнуть удовольствие
и боль?»
«Нет, уважаемый».
«Видя
так, монахи, хорошо обученный благородный
ученик разочаровывается в глазе… ухе… носе… языке… теле… уме.
Разочаровавшись, он становится бесстрастным. Через бесстрастие
[его ум] освобождён. Когда он освобождён, приходит знание: «Он
освобождён». Он понимает: «Рождение уничтожено, святая жизнь
прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более появления
в каком-либо состоянии существования».
|