В
Саваттхи. Стоя рядом, молодой дэва Рохитасса обратился к Благословенному:
«Существует ли возможность, Господин, посредством передвижения
познать, увидеть или дойти до края мира, где [существо] не рождается,
не стареет, не умирает, не испускает последний вздох, не перерождается?»
«Что касается
края мира, друг, где [существо] не рождается, не стареет, не
умирает, не испускает последний вздох, не перерождается – я
утверждаю, что такового [края мира] нельзя познать, увидеть
или достичь посредством передвижения».
«Удивительно,
Господин! Поразительно, Господин! Как хорошо сказал Благословенный:
«Что касается края мира, друг, где [существо] не рождается,
не стареет, не умирает, не испускает последний вздох, не перерождается
– я утверждаю, что такового [края мира] нельзя познать, увидеть
или достичь посредством передвижения».
Когда-то
в прошлом, Господин, я был провидцем по имени Рохитасса, сыном
Бходжи, и обладал сверхъестественной силой, мог странствовать
сквозь небеса. Я обладал такой скоростью, Господин, что мог
перемещаться также быстро, как если бы лучник с мощным луком – обученный, ловкий, натренированный, опытный – мог бы без труда
выпустить по тени банановой пальмы лёгкую стрелу. Мой шаг был
таким [огромным], Господин, что, казалось, он покрывал [всё
расстояние] от восточного океана до западного океана. И затем,
Господин, желание возникло во мне: «Я доберусь до края мира
посредством передвижения». Обладая такой скоростью и таким шагом,
имея срок жизни в сотню лет, живя в течение сотни лет, я передвигался
в течение ста лет, если не считать остановок на то, чтобы поесть,
попить, пообедать и перекусить, помочиться и испражниться, поспать
и снять усталость. И всё же, я умер по пути, так и не достигнув
края мира.
Удивительно,
Господин! Поразительно, Господин! Как хорошо сказал Благословенный:
«Что касается края мира, друг, где [существо] не рождается,
не стареет, не умирает, не испускает последний вздох, не перерождается
– я утверждаю, что такового [края мира] нельзя познать, увидеть
или достичь посредством передвижения».
«И всё же,
друг, я [также] утверждаю, что, не дойдя до края мира, нельзя
положить конец страданиям. Друг, именно в этом самом теле, длиной
[почти что] в сажень, наделённом восприятием и сознанием, я
провозглашаю мир, источник мира, прекращение мира и путь, ведущий
к прекращению мира». [И далее Благословенный добавил]:
«И не дойти до края мира
За счёт передвижения [по миру],
Но всё же, не дойдя до края мира,
Нельзя освободиться от страданий.
Поэтому, воистину, мудрец, который знает мир,
Ушедший к краю мира и исполнивший святую жизнь,
Познав мира конец, в покое пребывает,
Не жаждет мира он, ни этого, и не другого».
|