В
Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, я не спорю с миром.
Напротив, это мир спорит со мной. Приверженец Дхаммы не спорит
ни с кем в мире. В отношении того, что мудрец в этом мире счёл
бы несуществующим, я тоже говорю, что оно не существует. А в отношении
того, что мудрец в этом мире счёл бы существующим, я тоже говорю,
что оно существует1.
И
что же это, монахи, что мудрец в этом мире счёл бы несуществующим,
и о чём я бы тоже сказал как о несуществующем? Материальную
форму, которая постоянна, устойчива, вечна, не подвержена изменениям,
мудрец в этом мире счёл бы несуществующей, и я тоже говорю,
что таковой не существует. Чувство… восприятие… формации… сознание,
которое постоянно, устойчиво, вечно, не подвержено изменениям,
мудрец в этом мире счёл бы несуществующим, и я тоже говорю,
что такового не существует. Это, монахи, то, что мудрец в этом
мире счёл бы несуществующим, и о чём я бы тоже сказал как о
несуществующем.
И
что же это, монахи, что мудрец в этом мире счёл бы существующим,
и о чём я бы тоже сказал как о существующем? Материальную форму,
которая непостоянна, является страданием, подвержена изменениям,
мудрец в этом мире счёл бы существующей, и я тоже говорю, что
таковая существует. Чувство… восприятие… формации… сознание,
которое непостоянно, является страданием, подвержено изменениям,
мудрец в этом мире счёл бы существующим, и я тоже говорю, что
таковое существует. Это, монахи, то, что мудрец в этом мире
счёл бы существующим, и о чём я бы тоже сказал как о существующем.
Монахи,
есть в мире мирской феномен2,
в который пробудился и который постиг Татхагата. Сделав так,
он объясняет, учит, провозглашает, утверждает, раскрывает, рассматривает
и проясняет это.
И
что это за мирской феномен в мире, в который пробудился и который
постиг Татхагата? Материальная форма, монахи, это мирской феномен
в мире, в который пробудился и который постиг Татхагата. Сделав
так, он объясняет, учит, провозглашает, утверждает, раскрывает,
рассматривает и проясняет это. Когда таким образом было объяснено…
прояснено Татхагатой, то если кто-то [после всего этого] не
знает и не видит, то что я могу сделать с этим глупым заурядным
человеком, слепым, незрячим, который не знает и не видит?
Чувство…
восприятие… формации… сознание – это мирской феномен в мире,
в который пробудился и который постиг Татхагата. Сделав так,
он объясняет, учит, провозглашает, утверждает, раскрывает, рассматривает
и проясняет это. Когда таким образом было объяснено… прояснено
Татхагатой, то если кто-то [после всего этого] не знает и не
видит, то что я могу сделать с этим глупым заурядным человеком,
слепым, незрячим, который не знает и не видит?
Монахи,
подобно тому, как голубой, красный или белый лотос родился в
воде, вырос в воде, но, поднявшись над поверхностью воды, он
более не запятнан водой, точно так же Татхагата родился в мире,
вырос в мире, но, преодолев мир, пребывает незапятнанным миром».
|