В
Саваттхи. [Благословенный
сказал]: «Монахи, вечером лев, царь зверей, выходит из своего
логова. Выйдя, он потягивается, осматривается в направлении всех
четырёх сторон и рычит своим львиным рыком три раза. Затем он
отправляется в поисках игры.
Когда лев,
царь зверей, рычит, то любые животные, услышавшие [этот] звук,
в большинстве своём пугаются, ощущают беспокойство и трепет.
Те, кто живут в норе, заползают в норы. Те, кто живут в воде,
погружаются в воду. Те, кто живут в лесу, убегают в лес. Птицы
взлетают в небо. Даже те царские большие слоны, привязанные
прочными ремнями в деревнях, городах и столицах, срываются и
разрывают свои путы на куски. Испугавшись, они мочатся и испражняются,
ищут убежища здесь и там. Настолько могущественен, монахи, лев,
царь зверей среди животных, такой грандиозный и величественный.
Точно
также, монахи, когда Татхагата появляется в мире, Арахант, Полностью
Просветлённый, совершенный в знании и поведении, достигший блага,
знаток мира, непревзойдённый учитель тех, кто готов обучаться,
учитель богов и людей, пробуждённый, благословенный – он обучает
Дхамме так: «Такова форма, таково её происхождение, таково её
исчезновение. Таково чувство… таково восприятие… таковы формации
[ума]... таково сознание, таково его происхождение, таково его
исчезновение».
И
тогда, монахи, когда эти дэвы, обладающие длительным сроком
жизни, красотой, пребывающие в счастье, проживающие длительное
время в величественных дворцах, слышат, как Татхагата обучает
[этой] Дхамме – [то] в большинстве своём они пугаются, ощущают
беспокойство и трепет: «Так выходит, Господин, что мы непостоянны,
хотя мы считали себя постоянными; так выходит, Господин, что
мы неустойчивы, хотя считали себя устойчивыми; так выходит,
Господин, что мы невечны, хотя считали себя вечными. Так выходит,
Господин, что мы непостоянны, неустойчивы, невечны, и входим
в самоопределение1».
Настолько могущественен, монахи, Татхагата, в этом мире с его
дэвами, такой грандиозный и величественный».
Так сказал
Благословенный. И сказав так, Счастливейший, Учитель, далее
добавил:
«Как только Будда, благодаря прямому знанию,
В движение привёл Колесо Дхаммы,
[Так] этот мир и его небожители
Послание [узнали] несравненного Учителя:
«[Вот] прекращение самоопределения,
А [вот] его источник,
Таков Путь Благородный Восьмеричный,
Ведущий к утолению страдания».
И дэвы те, с огромным сроком жизни,
Красивые и лучезарные –
Страхом поражены и трепетанием,
Словно животные, услышавшие львиный рык.
«Самоопределения не оставили,
Похоже, Господин, мы неустойчивы» –
[Так говорят они] послание услышав
От Стойкого, Освобождённого, Архата».
|