В
Саваттхи. [Благословенный
сказал]: «Монахи, материальная форма непостоянна. То, что непостоянно, является
страданием. То, что является страданием – безличностно. Безличностное
следует видеть в соответствии с действительностью правильной мудростью:
«Это не моё, я не таков, это не моё «я».
Чувство непостоянно…
Восприятие непостоянно…
Формации непостоянны…
Сознание непостоянно. То, что непостоянно, является страданием.
То, что является страданием – безличностно. Безличностное следует
видеть в соответствии с действительностью правильной мудростью:
«Это не моё, я не таков, это не моё «я».
Видя
так, монахи, обученный благородный ученик разочаровывается в
материальной форме, разочаровывается в чувстве, разочаровывается
в формациях, разочаровывается в сознании. Разочаровавшись, он
становится бесстрастным. Посредством беспристрастия [его ум]
освобождён. Когда он освобождён, приходит знание: «Он освобождён».
Он понимает: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано
то, что следовало сделать, не будет более появления в каком-либо
состоянии существования».
Докуда
бы ни простирались, монахи, обители существ, даже вплоть до
самой вершины существования1,
эти [существа] считаются наивысшими в мире, эти [существа считаются]
наилучшими в мире, то есть араханты».
Так сказал
Благословенный. И сказав так, Счастливейший, Учитель, далее
добавил:
«Воистину, как счастливы архаты!
В них жажды не найти.
Их самомнение „я“ отсечено,
И сеть неведения разорвана на части.
Достигли неподвижности они,
А их умы прозрачны.
И в мире они те, кто не запачкан,
Святые, не имеют загрязнений.
Пять совокупностей поняв всецело,
В семи хороших качествах живя2,
Эти достойные великие мужи,
Суть истинные Будды сыновья.
И обладая самоцветами семью,
Тройное обучение пройдя3,
Скитаются великие герои,
Отбросив всякий страх и трепетание.
Десяткой факторов они наделены4,
Сосредоточены, великие, как наги,
И в этом мире они лучше всех существ,
[Ведь] жажды в них [уже] не обнаружить.
И знание знатока возникло в них:
“Ношу своё последнее я тело”.
А святой жизни что касается основы,
В ней не зависят от кого-либо они
И не колеблются они в разграничении5,
От жизни будущей они освободились.
Достигнув состояния укрощённых,
Они победоносны в этом мире.
Вверху, внизу, вокруг по сторонам
В них больше не найти услады.
И звучен их [великий] львиный рык:
„Кто просветлён, тот в мире наивысший“».
|