В
Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, есть эти пять совокупностей,
подверженных цеплянию. Какие пять?
* материальная форма как совокупность, подверженная цеплянию
* чувство как совокупность, подверженная
цеплянию
* восприятие
как совокупность, подверженная цеплянию
* формации [ума] как совокупность,
подверженная цеплянию
* сознание
как совокупность, подверженная цеплянию
Пока я напрямую не познал в соответствии с действительностью
эти пять совокупностей, подверженных цеплянию, в четырёх фазах,
я не заявлял о том, что пробудился в непревзойдённое совершенное
просветление в этом мире — с его дэвами, Марами, Брахмами, в
этом поколении, с его жрецами и отшельниками, князьями и [простыми]
людьми. Но когда я напрямую познал их в соответствии с действительностью,
то тогда я заявил о том, что пробудился в непревзойдённое совершенное
просветление в этом мире — с его дэвами, Марами, Брахмами, в
этом поколении, с его жрецами и отшельниками, князьями и [простыми]
людьми.
И
каковы, монахи, эти четыре фазы? Я напрямую познал материальную
форму, её происхождение, её прекращение, и путь, ведущий к её
прекращению. Я напрямую познал чувство… восприятие… формации…
сознание, его происхождение, его прекращение, и путь, ведущий
к его прекращению.
И
что такое, монахи, материальная форма? Четыре великих элемента
и составленная из них форма — вот что называется материальной
формой. С возникновением питания возникает материальная форма.
С прекращением питания прекращается материальная форма. Этот
Благородный восьмеричный путь является путём, ведущим к прекращению
материальной формы, то есть правильные воззрения, правильное
устремление, правильная речь, правильные действия, правильные
средства к жизни, правильное усилие, правильная осознанность,
правильное сосредоточение.
Любые
жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие материальную
форму, её происхождение, её прекращение и путь, ведущий к её
прекращению – практикуют с целью разочарования в материальной
форме, её угасания и прекращения, и они практикуют хорошо. Те,
кто практикует хорошо, обрели опору в этой Дхамме и Винае.
Любые
жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие материальную
форму, её происхождение, её прекращение, и путь, ведущий к её
прекращению – освобождены посредством не-цепляния, и они хорошо
освобождены. Те, кто хорошо освобождён, являются совершенными.
В отношении совершенных нет круговерти, с помощью которой их
можно было бы описать1.
2) И что
такое, монахи, чувство? Есть шесть видов чувства:
* чувство,
рождённое контактом глаза
* чувство, рождённое контактом
уха
* чувство,
рождённое контактом носа
* чувство, рождённое контактом
языка
* чувство,
рождённое контактом тела
* чувство, рождённое контактом
ума
Это называется чувством. С возникновением контакта возникает
чувство. С прекращением контакта прекращается чувство. Этот
самый Благородный восьмеричный путь является путём, ведущим
к прекращению чувства, то есть: правильные воззрения… правильное
сосредоточение.
Любые
жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие чувство…
…практикуют хорошо. Те, кто практикует хорошо, обрели опору
в этой Дхамме и Винае.
Любые
жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие чувство…
…хорошо освобождены. Те, кто хорошо освобождён, являются совершенными.
В отношении совершенных нет круговерти, с помощью которой их
можно было бы описать.
3) И что
такое, монахи, восприятие? Есть шесть видов восприятия:
* восприятие
форм
* восприятие звуков
* восприятие
запахов
* восприятие вкусов
* восприятие
осязаемых вещей
* восприятие умственных феноменов
Это называется восприятием. С возникновением контакта возникает
восприятие. С прекращением контакта прекращается восприятие.
Этот самый Благородный восьмеричный путь является путём, ведущим
к прекращению восприятия, то есть: правильные воззрения… правильное
сосредоточение.
Любые
жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие восприятие…
…практикуют хорошо. Те, кто практикует хорошо, обрели опору
в этой Дхамме и Винае.
Любые
жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие восприятие…
…хорошо освобождены. Те, кто хорошо освобождён, являются совершенными.
В отношении совершенных нет круговерти, с помощью которой их
можно было бы описать.
4) И что
такое, монахи, формации? Есть шесть видов [волевых] намерений2:
* намерение
по отношению к формам
* намерение по отношению к
звукам
* намерение
по отношению к запахам
* намерение по отношению к
вкусам
* намерение
по отношению к осязаемым вещам
* намерение по отношению к
умственным феноменам
Это называется формациями. С возникновением контакта возникают
формации. С прекращением контакта прекращаются формации. Этот
самый Благородный восьмеричный путь является путём, ведущим
к прекращению формаций, то есть: правильные воззрения… правильное
сосредоточение.
Любые
жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие формации…
…практикуют хорошо. Те, кто практикует хорошо, обрели опору
в этой Дхамме и Винае.
Любые
жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие формации…
…хорошо освобождены. Те, кто хорошо освобождён, являются совершенными.
В отношении совершенных нет круговерти, с помощью которой их
можно было бы описать.
5) И что
такое, монахи, сознание? Есть шесть видов сознания:
* сознание
глаза
* сознание уха
* сознание
носа
* сознание языка
* сознание
тела
* сознание ума
Это называется сознанием. С возникновением имени-и-формы
возникает сознание. С прекращением имени-и-формы прекращается
сознание3.
Этот самый Благородный восьмеричный путь является путём, ведущим
к прекращению сознания, то есть: правильные воззрения… правильное
сосредоточение.
Любые
жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие сознание…
…практикуют хорошо. Те, кто практикует хорошо, обрели опору
в этой Дхамме и Винае.
Любые
жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие сознание…
…хорошо освобождены. Те, кто хорошо освобождён, являются совершенными.
В отношении совершенных нет круговерти, с помощью которой их
можно было бы описать».
|