В
Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, есть пять видов семян1.
Какие пять? Корневые семена, стеблевые семена, узловые семена,
отростковые семена, и, как пятое, семена завязи. Если эти пять
видов семян не разбиты, не испорчены, не повреждены ветром и солнцем,
плодородные, бережно выращены, но нет ни земли, ни воды, то могут
ли эти пять видов семян прийти к возрастанию, увеличению, расширению?»
«Нет, уважаемый».
«Если
эти пять видов семян разбиты, испорчены, повреждены ветром и
солнцем, неплодородны, небрежно выращены, но есть земля и вода,
то могут ли эти пять видов семян прийти к возрастанию, увеличению,
расширению?»
«Нет, уважаемый».
«Если
эти пять видов семян не разбиты, не испорчены, не повреждены
ветром и солнцем, плодородные, бережно выращены, и есть земля
и вода, то могут ли эти пять видов семян прийти к возрастанию,
увеличению, расширению?»
«Да, уважаемый».
«Монахи,
эти четыре местоположения сознания следует рассматривать так
же, как элемент земли. Наслаждение и страсть следует рассматривать
так же, как элемент воды. Сознание вместе с его питанием следует
рассматривать как пять видов семян2.
Сознание,
монахи, пребывая, может пребывать, будучи вовлечённым материальной
формой. Опираясь на материальную форму, утверждаясь на материальной
форме, окроплённое наслаждением, оно может прийти к возрастанию,
увеличению, расширению. Или же сознание, пребывая, может пребывать,
будучи вовлечённым чувством… восприятием… формациями [ума].
Опираясь на формации, утверждаясь на формациях, окроплённое
наслаждением, оно может прийти к возрастанию, увеличению, расширению.
Монахи,
хотя кто-то может сказать: «Отдельно от материальной формы,
отдельно от чувства, отдельно от восприятия, отдельно от формаций
я опишу приход и уход сознания, его угасание и перерождение,
его возрастание, увеличение, расширение“, — [в действительности]
такого не может быть.
Монахи,
если монах отбросил жажду к элементу материальной формы, то
с отбрасыванием жажды отсекается основа: нет поддержки для утверждения
сознания. Если он отбросил жажду к элементу чувства… элементу
восприятия… элементу формаций… элементу сознания, то с отбрасыванием
жажды отсекается основа: нет поддержки для утверждения сознания.
Когда
это сознание не утверждено, не приходит к возрастанию, непродуцируемо
– оно освобождено. Будучи освобождённым, оно устойчиво. Будучи
устойчивым, оно удовлетворено. Будучи удовлетворённым, монах
не взволнован. Будучи невзволнованным, он лично достигает ниббаны.
Он понимает: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано
то, что следовало сделать, не будет более появления в каком-либо состоянии существования».
|