Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Биджа сутта: Семена
СН 22.54

 
редакция перевода: 05.12.2014
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 891"

В Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, есть пять видов семян1. Какие пять? Корневые семена, стеблевые семена, узловые семена, отростковые семена, и, как пятое, семена завязи. Если эти пять видов семян не разбиты, не испорчены, не повреждены ветром и солнцем, плодородные, бережно выращены, но нет ни земли, ни воды, то могут ли эти пять видов семян прийти к возрастанию, увеличению, расширению?»
«Нет, Учитель».
«Если эти пять видов семян разбиты, испорчены, повреждены ветром и солнцем, неплодородны, небрежно выращены, но есть земля и вода, то могут ли эти пять видов семян прийти к возрастанию, увеличению, расширению?»
«Нет, Учитель».
«Если эти пять видов семян не разбиты, не испорчены, не повреждены ветром и солнцем, плодородные, бережно выращены, и есть земля и вода, то могут ли эти пять видов семян прийти к возрастанию, увеличению, расширению?»
«Да, Учитель».
«Монахи, эти четыре основания сознания следует рассматривать так же, как элемент земли. Наслаждение и жажду следует рассматривать так же, как элемент воды. Сознание вместе с его питанием следует рассматривать как пять видов семян2.
Сознание, монахи, основываясь, может основываться, будучи вовлечённым формой. Опираясь на форму, утверждаясь на форме, окроплённое наслаждением, оно может прийти к возрастанию, увеличению, расширению. Или же, сознание, основываясь, может основываться, будучи вовлечённым чувством… восприятием… формациями [ума]. Опираясь на формации, утверждаясь на формациях, окроплённое наслаждением, оно может прийти к возрастанию, увеличению, расширению.
Монахи, хотя кто-то может сказать: «Помимо формы, помимо чувства, помимо восприятия, помимо формаций я объявлю появление и движение сознания, его смерть и перерождение, его возрастание, увеличение, расширение» – такое [в реальности] невозможно.
Монахи, если монах отбросил жажду к элементу формы, то с отбрасыванием жажды отсекается основа: нет поддержки для утверждения сознания. Если он отбросил жажду к элементу чувства… элементу восприятия… элементу формаций… элементу сознания, то с отбрасыванием жажды отсекается основа: нет поддержки для утверждения сознания.
Когда это сознание не утверждено, не приходит к возрастанию, непродуцируемо – оно освобождено. Будучи освобождённым, оно устойчиво. Будучи устойчивым, оно удовлетворено. Будучи удовлетворённым, монах не взволнован. Будучи невзволнованным, он лично достигает ниббаны. Он понимает: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние существования».


1 Имеются в виду способы размножения растений.

2 Прим. переводчика (SV): Таким образом, земля в примере – это 4 совокупности из пяти, т.е. имя-и-форма (нама-рупа – в суттах сознание (винньяна) всегда рассматривается отдельно от "намы", и определяется тремя совокупностями чуства, восприятия, формаций). Вода отвечает за жажду. Семенем выступает сознание. Согласно этой, а также и ряду других сутт, сознание всегда опирается на "землю" – т.е. на нама-рупу, и не может существовать само по себе.

Как показывает метафора в данной сутте, если нет воды и земли, то сознание прекратится. Таким образом разъясняется схема ряда звеньев зависимого возникновения (патичча-самуппада). С прекращением невежества и жажды (что достигается в момент арахантства) прекращаются формирователи, которые создают будущее имя-и-форму следующей жизни. А если не будет имени-и-формы, то не будет и сознания – таким образом прекращается существование и навсегда завершаются страдания. Эта схема также рассматривается в многочисленных суттах СН 12.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.